Фирма братьев Грачевых

Братья Грачевы
1866 - 1873 - 1917 гг.
Грачевы Михаил и Симеон Гаврилович, сыновья Гавриила Петровича Грачева, основателя фирмы, дело которой продолжили его сыновья (с 1873 г.)
Крупной фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий была фабрика братьев Грачевых, основанная в 1866 году, с 1902 года имевшая звание придворных поставщиков. На всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 годов фирма заслужила золотые медали, в 1893 году бронзовую медаль за эмалевые и филигранные изделия. Братья Грачевы продавали свои изделия не только в России, но и за рубежом.
Фирма занималась производством предметов культа, быта, туалета, скульптуры, столовых и чайных сервизов, посуды. Для посуды были характерны украшения в стиле историзма. Фабрика братьев Грачевых была самой известной в Петербурге в изготовлении предметов в русском стиле.
Если в XVIII- начале XIX века Петербург был единственным центром и школой в России, то положение меняется во второй половине XIX века, когда в Москве стала зарождаться самостоятельная художественная культура, основанная на своих древних традициях, насчитывающих около тысячелетия. И несмотря на общую направленность искусства этого периода, различие школ заметно и в золотом и серебряном деле. Московская школа складывалась в русле национальной концепции, которая была обращена к самобытным народным орнаментам и мотивам для создания оригинальных произведений, включения гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок в украшении серебряных изделий. Появились многочисленные солонки, повторяющие формы деревянных крестьянских солониц, ковшики, ковши, братины, чарки с орнаментами и формами XVI -XVII веков или надписями с пословицами и поговорками. Получили распространение серебряные изделия, блестяще имитирующие берестяное лукошко, поверхность дерева, холщовый мешочек и т.д. Впервые в истории русского ювелирного искусства темой украшения становится искусство и быт народа.
Использование эмали было также изначально характерно лишь для Москвы. Кроме живописи на эмали применяется прием покрытия тонким слоем прозрачной эмали вырезанного на золоте или серебре изображения или орнамента. К концу века этот прием получил широкое развитие: нанесенные механизированным путем (гильошированные) узоры покрываются эмалью ярких интенсивных цветов, сквозь которую просвечивает резной орнамент.
При этом для петербургской фирмы Грачевых характерны выполненные с большим мастерством плоские узоры тончайшей скани с эмалью блеклых тонов, с преобладанием желтого и зеленых цветов.
Братья Грачевы работали с эмалью в разных техниках, как с гильошированной, так и с оконной, или витражной, техниками.
Прим. Для описания была привлечена книга
М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой. Золотое и серебряное дело XY-XX вв. – «ЮНВЕС», «ТРИО». М., 1995
М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой. Золотое и серебряное дело XY-XX вв. – «ЮНВЕС», «ТРИО». М., 1995