Заводы Гжели
Гжель - это крупнейший гончарный регион, возникший в 50 верстах к юго-востоку от Москвы и включавший почти тридцать сел и деревень.
Гжель — старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было — вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь». Гончарные промыслы возникли и развивались там, где были глины. Гжельский промысел возник на Гжельско-Кудиновском геологическом месторождении глин, пригодных как для кирпича, так и для производства фаянса и фарфора, для гончарных и майоликовых изделий. Охватывал он около 30-ти деревень Бронницкого и Богородского уездов, ныне Раменский и Ногинский районы Подмосковья.Высококачественные гжельские глины
Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.
История развития производства гжельского фарфора и керамики
Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора богатый высококачественным сырьем — глинами и профессиональными мастерами.Гжельские мастера
Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду.В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора — порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д.И. Виноградов. Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс. пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами М.В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: «…Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете… разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин.
В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся — не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения.
В 1770-е гг., наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «… на фасон заморских самолутчей доброты».
Переход от майолики к полуфаянсу
С конца 18 в. и до 1820-x гг. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий — от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В это время в Гжели насчитывалось около 50 фабрик, изготавливавших полуфаянсовые изделия. 1840-е гг. — расцвет полуфаянсового и гжельского народного керамического промысла. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Полуфаянсовые изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже, а также в Егорьевском краеведческом. В одном из статистических описаний Московской губернии 1811 гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Гжельские изделия распространялись не только по всей России, от Архангельска до Астрахани и в Сибири, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.
Фаянсовая и фарфоровая гжельская посуда
В середине XIX века на гжельских промыслах уже господствовала фаянсовая посуда. На ней специализировались более тридцати фабрик.
Появились фамилии и династии фабрикантов, художников, мастеров. Фабриканты Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы определят своеобразный творческий облик Гжели в период ее расцвета. Пять крупных заводов М.С.Кузнецова выпускали изделий на два миллиона рублей. Смекалка, предприимчивость, готовность рисковать обеспечили авторитет кузнецовской марки, и она успешно конкурировала даже с мейсенским фарфором.
Один из сохранившихся каталогов включает около двух тысяч видов фарфорово-фаянсовых изделий, от миниатюрных боньеток и спичниц до оригинальных каминных панно. Только чайных сервизов насчитывалось 112 наименований.
Александр Борисович Салтыков
Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже 19-20 веков пришло к полному забвению.
Народный промысел исчез полностью. Возрождается он лишь в послевоенные годы. У истоков этого возрождения стоял Александр Борисович Салтыков.
Организованное Салтыковым обследование возможностей существовавшей тогда артели «Художественная керамика» показало, что художники не придерживались традиций гжельской росписи и понятия не имели о кистевых приемах письма.
Народная традиция состоит из сюжетов, определенных орнаментальных мотивов, из приемов и творческих методов работы.
Салтыков с группой московских художников и живописцев Гжели разработал настоящую «азбуку мазков» — методику художественной росписи. Мазок образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. Фон становится вторым цветом и так же активен, как и сама роспись. Ярким гжельским своеобразием является роспись «мазок с тенями». «Мазок» обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. В целом он состоит из различных оттенков синего. «Азбуку мазков» дополняет тонкая линия рисунка, играющая в гжельской росписи важную роль. Я увлекаюсь детальным рассказом о технике рисунка (это очень важно, чтобы понять, что такое Гжель), но это только видимые, характерные штрихи в той огромной работе, которую проделали люди, возродившие народный промысел.
Счастливым для возрождения Гжели стало сотрудничество Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой, за плечами которой был опыт живописца, театрального декоратора и художника по костюмам.
Особенности технологии подглазурной росписи связаны с изменением цвета во время обжига. Черный как сажа кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник, наносящий его на изделие, должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.
Целое десятилетие упорнейшего труда понадобилось Бессарабовой, чтобы «секреты» мастерства старых гжельских художников перестали для живописцев быть тайной. В семидесятые-восьмидесятые годы изделия Объединения начинают тиражироваться сотнями и тысячами экземпляров.
Гжель уверенно возрождалась из небытия. Было создано объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России.
Гжель сегодня
В 1992 году объединение «Гжель» было единственным предприятием НХП в Гжельском районе. Никто в ту пору и не помышлял выпускать художественный фарфор, так как производство находилось под охраной государства. На протяжении полстолетия объединение «Гжель» создавало свой собственный художественный стиль, совершенствовало, рекламировало свою продукцию и формировало рынок сбыта.
Стилистические особенности гжельского бело-синего фарфора, расписанного с растяжкой теней от темного к светлому, взяты из древних мазков, используемых на фаянсе прошлых столетий, доведенных до совершенства, и принадлежат коллективу ЗАО «Объединение Гжель».