Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ ГАЛЕРЕИ В ПРАЗДНИКИ

РЕЖИМ РАБОТЫ ★ С 8 ПО 10 МАРТА - ГАЛЕРЕЯ НЕ РАБОТАЕТ ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Заводы Завод Храпунова-Нового

Авторы

Заводы

Клейма

Завод Храпунова-Нового

Произведения фабрики Якова Храпунова Нового имеют большую художественную коллекционную ценность, и, наряду с предметами известных фарфоровых марок, занимают места в экспозициях музеев и частных собраниях.

Фарфоровая фабрика Якова Храпунова- Нового берет начало в 1818 году, когда в небольшой деревеньке Кузяево (Московской губерния) три брата -Тихон, Семен и Иван - по фамилии Новые основали предприятие по производству фарфора и фаянса. Руководили заводом по старшинству, один брат менял другого.

Ранний период становления завода был связан со стилем ампир, популярным в то время. Формы изделий и их декор отличались торжественностью, а роспись – яркостью и богатством красочной палитры.

В 1848 году Яков Храпунов женился на Агафье Новой и завод начал именоваться «Фабрикой Храпунова-Новаго». Это было началом нового этапа развития производства, которое не только значительно расширилось, но стало занимать лидирующие позиции среди других керамических предприятий России.

Большую роль в освоении передовых технологий играет механизация. Паровые машины все больше стали занимать место в жизни и деятельности человека. Началось оснащение цехов современными гидравлическими прессами, шлифовальным оборудованием. 

По архивным спискам 1853 года на фабрике работало сорок пять человек, а 1871 году рабочих стало на двести человек больше, то есть масштаб производства значительно расширился. Обновление производства с приходом Якова Храпунова коснулось не только технологических процессов. Ассортимент продукции расширился, формы и художественное оформление изделий стало совсем другим. Блюда и чайные пары с цветочным орнаментом по-прежнему занимали лидирующее позиции и пользовались повышенным спросом. Однако же форма чашек стала проще, а вычурная высокая ручка стала простой и удобной. Стиль ампир в котором были выполнены чайные пары предшествующего периода сменился разностилем, в котором виделись традиции предшествующих эпох и в то же время народные мотивы. Этот явный переход от ярких оттенков к спокойной цветовой гамме становился все более заметным. 

Характерной особенностью художественного решения предметов фабрики Я. Храпунова-Нового - это цветное крытье, по фону которого художники выполняли тонкий рисунок. Внимание к каждому цветку или бутону было предельно точное, прописывалось мастерски тонко. Ярким примером изделий фабрики служит сливочник на ажурной прорезной ножке 1870-х годов. Розовое крытье сливочника имеет нежнейший оттенок, а цветочная гирлянда на этом фоне смориться особенно изысканно. Ажурный, словно кружевной подбор, нижней части предметов, – еще один яркий отличительный художественный признак изделий завода. Ручки чашек, сливочников и чайников часто имели простую округлую в виде завитка, или ступенчатую форму.

Если предмет не имел цветного крытья, то белый фон щедро расписывался цветами и украшался золотым орнаментом. Рисунок в этом случае имел детальную проработку, а элементы, прописанные золотом, приобретали особое изящество. Оригинальным мастерским приемом стало исполнение предметов одного копмлекта  в одном стиле и одной формы, но с разными деталями рисунка и тоном фоновой подложки. Их фаянсовых изделий на первый план выдвигаются столовые сервизы с лепным орнаментом и декоративные блюда с пейзажным рисунком, выполненном в технике печати, на манер английского фаянса.

Фигуративная пластика тоже имела место в ассортименте завода. В ранний период выпускались забавные фигурки мастеровитых персонажей русской и восточной тематики например: «Турок» и «Турчанка» с длинными трубками. С развитием производства мотивов для пластики становиться больше, усиливается детализация предметов. До нашего времени дошли редкие экземпляры. Из самых известных изделий дореволюционного периода можно назвать изображения фруктов и овощей, шкатулок в виде домиков.

 В 1917 году фабрика Храпунова-Нового была продана, а через год национализирована. Не подвергаясь особенной модернизации, став уже Кузяевским заводом, продолжилось производство чайной и столовой посуды.

В постсоветское время завод просуществовал до 2001 года, когда его промышленную базу приобрело объединение «Гжель» с целью восстановления мощностей завода. Однако вернуть старейшее предприятие к жизни так и не удалось. На сегодняшний день здание завода заброшено

 

Яндекс.Метрика