Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ ГАЛЕРЕИ С 5 ПО 18 АВГУСТА

С 5 ПО 18 АВГУСТА МЫ УХОДИМ В ОТПУСК, ГАЛЕРЕЯ НЕ РАБОТАЕТ. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ В ЭТИ ДНИ СОВЕРШИТЬ ПОКУПКИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЗВОНИТЕ И ДОГОВОРИТЕСЬ, МЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ С ВАМИ ВСТРЕТИМСЯ. СДЕЛАТЬ ЭТО МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ: 7-916-677-66-26 СВЕТЛАНА

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Заводы Завод Гарднера

Авторы

Заводы

Клейма

Завод Гарднера

Частный фарфоровый завод Гарднера один из первых частных фарфоровых заводов, основанных в России в 60-х гг. XVIII века.

Фарфоровый завод Гарднера в XIX веке.

Частный фарфоровый завод Гарднера один из первых частных фарфоровых заводов, основанных в России в 60-х гг. XVIII века. Завод просуществовал под именем гарднеровского до 1892 года, когда он был продан М.С. Кузнецову, и вошел в состав Товарищества М.С. Кузнецова. После революции 1917 года завод в Вербилках был переименован в Дмитровский Государственный фарфоровый завод. 

Еще в XVIII веке продукция завода Ф.Я. Гарднера успешно конкурировала с дорогими изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которая при Екатерине II получила название

В XVIII веке на заводе Гарднера были выработаны несколько видов клейм, которыми метили изделия, а также определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. При основателе предприятия Ф.Я. Гарднере и при его сыне Ф.Ф. Гарднере завод переживал период расцвета.

К началу XIX столетия управление заводом перешло к вдове Ф.Ф. Гарднера. В первом десятилетии века предприятие находилось в невыгодном положении: из-за низких ввозных пошлин иностранные фирмы активно ввозили в Россию фарфор, фаянс, стекло, создавая конкуренцию русским частным заводам. Война также отрицательно сказалась на производстве гарднеровского фарфора: на предприятии работали крепостные крестьяне, часть из которых покинула завод в результате рекрутских наборов. Значительный ущерб производству был причинен вторжением французов в Россию и пожаром Москвы, где у Гарднеров были собственные лавки и дом. Упадок деятельность объясняется и неумением руководства оперативно изменить стиль выпускаемой продукции. Однако, несмотря на трудное время на фабрике Гарднера и в это время выделывалось большое количество посуды, которая продавалась в столице.

В период упадка производства некоторые служащие-иностранцы покинули фабрику: в 1801 году комиссионер Гарднера К Милли организовал собственную фабрику в селе Горбуново, которая в 1806 году перешла к А. Попову, а в 1809 году точильщик Кобоцки и арканист Рейнер положили начало заводу Ауэрбаха в деревне Кузнецово.

Оба эти предприятия стали впоследствии сильными конкурентами гарднеровской фабрики.

С 1812 года владельцами Вербилок числились сыновья С.А. Гарднер А.Ф. и П.Ф. Гарднеры, которые постепенно восстановили и укрепили фабрику. Производство фарфора начало расширяться, количество рабочих на предприятиях увеличилось. В конце 20-х гг. гарднеровская фабрика снабжала своими изделиями не только внутренний рынок, но и работала на экспорт.

Гарднеровский фарфор первой трети XIX века, как и фарфор Императорского фарфорового завода по формам и декору соответствовал господствовавшему в России в это время ампиру. Обилие скульптурных элементов и позолоты, удлиненные формы, копирование произведений живописи характерны для посуды завода Гарднера первой трети XIX века.

Кроме того, на фарфоре появляются жанровые сцены и сцены войны 1812 года, в которых французы часто изображались в карикатурном виде. В 1820-х гг. выпускаются заказные сервизы с портретами, русскими пейзажами, в т.ч. видами усадеб.

Образцом портретного сервиза может служить сервиз князей Долгоруких. Все свободные от живописи части предмета покрывались сплошным матовым золотом. Поздний классицизм, получивший в русской трактовке своеобразное толкование, становится господствующим в изделиях частных фарфоровых заводов.

 

В первом десятилетии XIX века на гарднеровском заводе продолжают создавать фарфоровую скульптуру по образцам XVIII века. В конце второго десятилетия фабрика в Вербилках приступила к выпуску фигурной пластики на русские сюжеты и добилась в этом успеха.

В 1817 году на петербургском книжном рынке появилось иллюстрированное издание Волшебный фонарь или зрелище С-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистию в настоящем наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год. Издание было снабжено гравюрами К.А. Зеленцова.

Шумный успех Волшебного фонаря навел владельцев завода на мысль приступить к изготовлению фарфоровых статуэток по этим гравюрам. Статуэтки завода Гарднера пользовались успехом у покупателей, и в середине XIX века их ассортимент расширяется с помощью модных картинок из Дамского журнала Московского телеграфа и других изданий.

Появляются фигуры франтов, щеголих и проч. Небольшим тиражом производились различные Соблазнительные сюжеты или, как их еще называли Офицерские сюжеты обнаженные дамы по французским образцам.

 
 

В 1830-50-х гг. изделия завода Гарднера продолжают пользоваться значительным успехом у потребителя. Фабрика следит за техническим прогрессом, там появляется паровой двигатель и другие новшества.

В декоративном оформлении фарфора со второй трети XIX века господствуют сменяющие друг друга исторические стили. Гарднеровский завод подражает западноевропейскому фарфору второй половины XVIII века: изогнутые линии, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные букеты и гирлянды становятся характерными для изделий фабрики в эти годы.

Кроме того, как дань времени в фарфоре появляются изображения военных парадов, батальных сцен; широко используются для декора виды Москвы и Петербурга, разные архитектурные памятники этих городов. Широко применяется подражание бронзе и полудрагоценным камням, а также сплошное крытье посуды голубой, зеленой, красной красками и кобальтом, с золочением сверху. В это время ощутимо и увлечение Китайщиной

 

В 60-70-е гг. XIX века на заводе продолжают выпускать посуду в разных стилях, а также создают новую серию художественных статуэток, уже в духе картин передвижников.
Это различные сюжеты из жизни крестьян: труд в поле, отдых, пьянка, драка и проч.


Большим успехом пользовались статуэтки гарднеровского завода, изображающие персонажей Гоголя.

Кроме того, на фабрике выпускались стандартные этнографические группы и домашние животные.

В 1878-79 гг. русское правительство резко снизило ввозной таможенный тариф, многие частные фарфоровые заводы, в том числе производство Гарднера, стали испытывать серьезные затруднения со сбытом продукции. В результате разногласий в семье Гарднеров произошел раздел имущества.

В 1880-х гг. на заводе все еще продолжается активный выпуск фарфоровой продукции, изделия расходятся по азиатским и русским рынкам, но предприятие работает уже по инерции: в то время как керамическая техника в Европе совершенствуется, в Вербилках все остается по старому. В 1892 году владелица завода Е.Н. Гарднер продает его М. Кузнецову.

Клейма завода


Синяя надглазурная или подглазурная. 1770-1780гг.
Синяя подглазурная латинская "G" 1770-1790гг.
Синяя подглазурная "G". Часто в сочитании с знаками в тесте, цифрами или точками 1800-1830гг.
Оттиск подглазурный в тесте в виде герба Москвы и надписи "ГАРДНЕРЪ" 1830-1850гг.
Оттиск в бисквите герба Москвы инадпись "ГАРДНЕРЪ". Часто в сочитании с цифрами в тесте, обозначающими номер модели. 1850-1890гг.
Печатная по бисквиту или надглазурная трех цветов: оранжевого, красного, темно-красного, в виде двуглавого орла с надписью "ФАБРИК ГАРДНЕРЪ въ Москве". Ставилась на изделиях после перехода фабрики к М.С. Кузнецову. 1870-1890гг.
Соединение двух марок 1870-1890гг.
Соединение двух марок 1880-1890гг.
Соединение двух марок 1880-1890гг.

Предметы завода


Россия
1870-1890-е гг цена по запросу
хорошее
Скульптурная композиция "Холодный сапожник и чиновник"
№9571Скульптурная композиция "Холодный сапожник и чиновник"
Россия
Конец 19-го века 36 000 ₽
отличное
Чайный набор "Цветы" з-д Гарднера
№13648Чайный набор "Цветы" з-д Гарднера
Россия
Конец 19-го, начало 20-го века цена по запросу
хорошее
Скульптурная композиция "Суд станового"
№7302Скульптурная композиция "Суд станового"
Россия
1870-1890-е гг 160 000 ₽
хорошее
Скульптура "Старик, пьющий воду"
№7299Скульптура "Старик, пьющий воду"
Россия
начало 20 в продано
отличное
Кофейная пара Завода Гарднера
№8265Кофейная пара Завода Гарднера
Россия
1820-е гг продано
отличное
Скульптура "Стекольщик"
№13823Скульптура "Стекольщик"
Россия
19 век продано
хорошее
Скульптура "Пёс и черепаха"
№7581Скульптура "Пёс и черепаха"
Россия
продано
отличное
Чайный сервиз
№5266Чайный сервиз
Россия
1870-1890-е гг цена по запросу
отличное
Скульптура "Младенец у детской тележки"
№7297Скульптура "Младенец у детской тележки"
Россия
1870-1890-е гг 125 000 ₽
требует реставрации
Скульптура "Крестьянка кормит младенца"
№11711Скульптура "Крестьянка кормит младенца"
Россия
конец 19 - начало 20 вв продано
отличное
Сухарница ажурная
№8965Сухарница ажурная
Россия
18 000 ₽
отличное
Чайные пары "Синий орнамент"
№13613Чайные пары "Синий орнамент"
Россия
19 в продано
хорошее
Тарелки столовая и глубокая  "Пейзаж"
№9677Тарелки столовая и глубокая "Пейзаж"
Россия
1840-1890 -е гг продано
отличное
Скульптура "Играющие дети"
№9878Скульптура "Играющие дети"
Россия
1870-1890-е гг продано
отличное
Карандашница "Пожарный"
№8243Карандашница "Пожарный"
Россия
1880-90-е гг продано
отличное
Тарелка маленькая  "Цветы"
№4788Тарелка маленькая "Цветы"
Россия
1870-90е гг продано
отличное
Кофейные пары "Лилии"
№10275Кофейные пары "Лилии"
Россия
1870-1890-е гг продано
хорошее
Скульптура "Пляшущий мужик"
№7303Скульптура "Пляшущий мужик"
Россия
Конец 19-го века продано
отличное
Розетки с пасторальными сценами
№8925Розетки с пасторальными сценами
Россия
1880-1890гг. продано
отличное
Скульптура "Танцующая крестьянка"
№987Скульптура "Танцующая крестьянка"
Яндекс.Метрика