Каслинский чугунолитейный завод

История города Касли (дата основания) начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере.
В эпоху императора Петра I Центральный и Южный Урал, благодаря богатству своих недр, оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований, охвативших Россию. Вихрь этих преобразований стремительно превращает Уральский край в ведущий центр черной и цветной металлургии России. В первой четверти XVIII в. здесь были заложены и успешно действовали такие крупные металлургические заводы как: Каменский (1701), Невьянский (1701), Алапаевский (1704), Шуралинский (1716), Быньговский (1718), Верхнетагильский (1720), Выйский (1722), Лайский (1723), Лялинский (1723), Екатеринбургский (1723), Полевской (1724), Верх-Исетский (1726) и др. |
![]() Схема Каслинского завода
|
Всего же с 1701 по 1750 гг. на Урале было основано 71 металлургическое предприятие - 27 казенных заводов и 44 частных, обеспечивших отличным, а главное, - в несколько раз более дешевым, не уступавшим по качеству дорогому европейскому, металлом все отрасли хозяйства страны.
![]() |
Вид г.Касли XIX в. |
![]() |
Торговая площадь г.Касли XIX в. |
![]() |
Каслинский завод. Общий вид. XIX в. |
Иван III, отправляя в 1475 году Семена Толбузина в Венецию, поручил ему пригласить в Москву мастера, который знал бы хорошо литейное дело. Толбузину удалось привезти с собой такого мастера - Муроля. Благодаря Муролю (Альберто Фиоравенти), прозванному современниками Аристотелем, в России с 1483 года началась отливка бронзовых пушек. Изготовление артиллерийских орудий производилось в арсенале Москвы, который назывался пушечной избой. Пушечная изба, или Московский пушечный двор, долгое время работал на привозном металле (бронза, железо). Металл привозили в Россию голландские купцы через Архангельский порт, причем, стоил он баснословно дорого.
Высокие цены побудили голландца А. Виниуса просить московского царя о разрешении построить вододействующий завод для отливки чугунных вещей и «делания желез» по иностранному способу. До этого времени (первая половина XVII века) производство чугуна держалось в секрете от русских мастеров. Указ о разрешении строительства завода вышел в 1632 году. Построенный Виниусом завод назывался Городищенским.
На нем стали отливать пушки и ядра. В 1648 году голландец Акема и датчанин Марселиус построили другой завод на реке Скниге (на границе современной Московской и Тульской областей). Эти вышеуказанные заводы и положили начало Тульскому промышленному району России. Именно на этих заводах кузнецы Тульской слободки обучались у иностранных мастеров оружейному делу.
![]() |
|
Доменные печи |
История города Касли (дата основания) начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере.
![]() Герб г.Касли
|
![]() |
Указом от 1736г. частным промышленникам было разрешено покупать земли у местного башкирского населения. Канцелярия Главного правления уральских горных заводов в 1745 г по просьбе оренбургского губернатора И. И. Неплюева опубликовала обращение к частным лицам с призывом осваивать рудные богатства Башкирии. В ответ на это обращение посадский человек из Тулы купец Яков Родионович Коробков – (внучатый племянник первой жены Акинфия Никитича Демидова – младшего, и самого деятельного сына Основателя династии Демидовых – Никиты Антуфьевича Демидова) 15 мая 1746 года заключил с Оренбургской канцелярией контракт на строительство железоделательного завода 3 февраля 1747 года в Исетской канцелярии Челябинской крепости была составлена купчая на приобретение за 150 рублей Яковом Коробковым у старшины Мякотинской волости Янгильды Собхангулова, сына Багишева, 250 тысяч десятин земли под заводскую дачу. И в том же в 1747 году Яков Коробков заложил на Каслинском истоке (башкирское название этой реки – Кургулак) между озерами Большие Касли и Иртяш чугунолитейный и железоделательный завод в Исетской провинции. Здесь, кроме заводской плотины, построили еще 7 плотин для накопления воды, домну, 16 кричных и кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов. Все заводские строения были сооружены из дерева и обнесены прочным деревянным заплотом. 18 августа 1749 года завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942г. года назывался Каслинским заводом. Это был особый, достаточно замкнутый заводской мир со своими традициями, нравами и обычаями. |
![]() ![]() Протрет тульского купца Я.Р. Коробкова
|
Удачно выбранное для строительства завода и поселка место обеспечило Каслям ключевое положение на так называемой «казанской тропе» - прямой дороге из Тобольска на Казань, Уфу и Кунгур. Хитрые «купецкие люди» везли товары через Камень, как издавна назвался Урал, именно «казанской тропой», избегая Верхотурской дороги – официально признанного пути в Сибирь, так как в Верхотурье все товары облагались высоким таможенным сбором и воеводскими поборами.
В 1869 году поселок Касли по числу жителей (9 812 человек) занимал четвертое место в Екатеринбургском уезде после Екатеринбурга, Невьянска и Березовского завода. Поселок славился – и славится до сих пор – своим рыбным промыслом.
В 1942 году заводскому поселку Касли присваивается статус города.
Сегодня Касли входит в систему городов Горнозаводской Северной зоны Южного Урала. Со времен основания Демидовских заводов Касли традиционно относят к Кыштымскому территориальному округу.
![]() |
Музей художественного литья г. Касли |
Поэтому неудивительно, что небольшой (сегодня в Каслях проживает около 20 тыс.населения) город, расположенный в северной части Челябинской области на протяжении многих десятилетий является местом паломничества российских и иностранных туристов.
История Каслинского художественного промысла
Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности.
13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.
При Н. Н. Демидове Каслинский завод был окончательно достроен. Заводчик Никита Никитич Демидов отличался крутым и жестоким нравом, не терпел возражений и требовал беспрекословного выполнения всех своих распоряжений и прихотей. Скупой на похвалу и поощрения, он был безмерно щедрым на штрафы и наказания за малейшее неповиновение и оплошность. Не удивительно, что на заводах Демидова и приписанных к ним селениях нередко происходили бунты – народ отказывался идти на работу.
В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо.
В конце XVIII века Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных кирпичных фабрик возвел четыре каменных. В таком виде Каслинский завод в 1805 году по завещанию Н. Н. Демидова, бывшего бездетным, перешел во владение его внучатого племянника – Петра Григорьевича Демидова (1740 -1826), тайного советника, заводовладельца, обер-директора Коммерческого училища в Санк-Петербурге. К этому времени в Каслях было 570 домов и проживало 2 914 крепостных.
![]() |
Купец I гильдии Расторгуев |
![]() |
Г.Ф.Зотов |
Однако в 1809 году П. Г. Демидов продает завод за 700 тыс. рублей купцу первой гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву (1770 - 1823). Первым делом Расторгуев взялся за выполнение военных заказов.
![]() |
Предметы домашней утвари |
С конца 1815 года все работы на заводе выполнялись под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова. В Каслях в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши.
В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов (фото). Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.
В период с 1843 по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла. Но развитие производства художественного литья в Каслях сдерживалось из-за отсутствия на заводе квалифицированного модельщика и профессионального скульптора, который сумел бы перевести орнаментированный рисунок с чертежа в деревянную или металлическую модель. Не случайно управляющему Кыштымским горным округом Ф. Е. Петрову пришлось отказаться от изготовления памятника Александру I для Александровского прииска Миасского завода. Каслинцы отлили только бронзовые украшения памятника при непосредственном участии Афанасия Никифоровича Тарханова – искусного резчика и модельщика из Билимбаевского завода, специально присланного в Касли по распоряжению Главного начальника уральских горных заводов генерала В. А. Глинки. Все крупные детали памятника (плинт, ступени, «подперки», днище, коробку, базу, колонну, капитель) отлили на Златоустовском казенном заводе и в феврале-марте 1850 г. перевезли на Александровский прииск. 30 августа 1850 г. памятник Александру I был открыт и освящен, но чугунный бронзированный бюст царя, отлитый позднее также в Златоусте, был установлен на нем лишь в июне 1851 г.
В Каслях в это время еще только собирались организовать производство круглой скульптуры, и Никита Тепляков отливал пока надгробные плиты с надписями типа «Воздвиг сей памятник купец Клементьев в 1850 году». С пуском в 1852 г. второй каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград, половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, столов и стульев.
Приступив к производству художественного литья, вспомнили в Каслях и о привезенных Зотовым Г. Ф. немецких моделях и моделях из бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. С большим трудом часть из них была найдена. Освоили и некоторые модели бронзолитейной фабрики Выйского завода, где в 1830–1840-х гг. под руководством Федора Филипповича Звездина, выдающегося уральского бронзолитейщика, работали 18 мастеров. Оттуда привезли новые образцы художественного литья: подсвечники, настенные канделябры, чернильницы, а также бронзовые отливки Ф. Ф. Звездина («Бык» – копия с произведения итальянского мастера ХVI в. и «Верховой жеребец Мидльтон» – копия скульптуры знаменитого императорского рысака, вылепленной академиком П. К. Клодтом). | ![]() Портрет купца
Г.Ф. Зотова |
![]() |
Братья Дружинины |
Управляющим со стороны Зотовой стал титулярный советник Лев Николаевич Деханов. Оба управляющих имели равные права, в любой момент один мог отменить распоряжение другого, что порой приводило к дезорганизации. После смерти Головина доверенность на «безотчетное заведование и правление» заводами со стороны М. Л. Харитоновой была выдана ее зятю и личному поверенному в заводских делах генерал-майору Г. В. Дружинину. С его именем исследователи связывают организацию в Каслях производства круглой скульптуры и подбор моделей так называемых кабинетных вещей, отливка которых началась в 1852–1853 гг.

Постоянно проживая в Санкт-Петербурге, Г. В. Дружинин бывал на заводах наездами. Поэтому для ведения дел на Урале он подобрал опытных специалистов. В 1868 г. на должность управляющего Кыштымскими заводами со стороны Харитоновых-Дружининых был назначен А. Д. Одинцов. Он многое сделал для заводов вообще и для Каслинского в частности. За период его управления коллекция художественных моделей была увеличена почти в два раза (со 122 наименований в 1876 г., до 218 в 1887 г.). Именно на него легла основная подготовительная работа, связанная с участием заводов во всероссийских и всемирных выставках.
С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ с обязательной предварительной оплатой половины стоимости работ. Активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Новые требования, предъявляемые к жилому интерьеру, изменившиеся вкусы общества (интерес к классицизму сменился ориентацией на стиль историзма) и запросы рынка обусловили увеличение выпуска подсвечников разнообразной формы, декоративных ваз и тарелок, пепельниц и лотков, курительных и чернильных приборов, подчасников, кронштейнов и пр. Качество «кабинетного» литья значительно улучшилось. По своей отделке и уровню исполнения оно не уступало аналогичным бронзовым вещам, но было существенно дешевле и более доступно покупателю.
В 1870-е гг. определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский: «…каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».
Действительно, славу каслинскому литью принесли прекрасный чугун, уникальные формовочные смеси и мастерство каслинских рабочих, но очень многое зависело и от того, кто занимался подбором моделей и образцов, от компетентности и образованности людей, ответственных за производство высококачественного литья.
В 1886 г. владельцы Кыштымского горного округа провели реорганизацию управления заводами и золотыми промыслами. К этому времени право наследования заводами перешло к баронессе К. А. Меллер-Закомельской (дочери Е. Л. и А. Г. Зотовых), О. П. Дружининой (дочери М. Л. и П. Я. Харитоновых), братьям Н. А. и К. А. Зотовым. Вместо четырех управляющих (по числу основных заводовладельцев) была введена должность главного управляющего Кыштымскими заводами, на которую пригласили известного горного инженера и металлурга статского советника Павла Михайловича Карпинского. На него была возложена вся организационная и техническая сторона дела. На этом поприще он проработал более двадцати лет, уделяя особое внимание модернизации производства, повышению качества литья, расширению ассортимента продукции и подбору образцов для экспонирования на выставках. Помимо П. М. Карпинского, в состав Главного управления Кыштымских заводов входили управляющие: горный инженер статский советник А. Х. Деви (сменил на этой должности Л. Н. Деханова), И. И. Карпович и К. П. Оберг. Смотрителем Каслинского завода был назначен отставной поручик артиллерии В. С. Кувязев.
Наблюдение за деятельностью заводов со стороны О. П. Дружининой продолжал осуществлять ее муж и поверенный Г. В. Дружинин. Более тридцати лет он был, по сути, художественным руководителем Каслинского завода. После смерти Г. В. Дружинина в 1889 г. преемником стал его сын – коллежский советник, секретарь Императорского археологического общества В. Г. Дружинин. Продолжая дело отца, он занимался художественным направлением производства. Благодаря активной целенаправленной деятельности Дружининых коллекция художественных моделей Каслинского завода почти утроилась.
![]() |
Первый чугунный павильон |
![]() Мастера художественного литья, изготовившие чугунный павильон
|

1860 – малая золотая медаль на выставке Вольного экономического общества в Москве;
1861 – малая серебряная медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;
1867 – большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже;
1870 – большая золотая медаль Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;
1872 – большая золотая медаль Политехнической выставки в Москве;
1873 – большая золотая медаль Всемирной выставки в Вене;
1876 – бронзовая медаль Всемирной выставки в Филадельфии;
1882 – серебряная медаль Всероссийской промышленной выставки в Москве;
1887 – большая серебряная медаль Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге;
1888 – Почетный диплом выставки в Копенгагене;

1896 – высшая награда Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде – право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России (двуглавым орлом);
1897 – золотая медаль Международной выставки в Стокгольме;
1900 – Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (высшая награда первого класса) и большая золотая медаль;
1906 – большая золотая медаль Промышленной выставки в Милане;
1914 – Почетный диплом Балтийской промышленной выставки в Мальме.
![]() |
Б.О. Богач и Е.Е. Баумгартен у павильона. Париж 1900г. |
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинскийзавод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция,которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшуюнаграду – Большую золотую медаль.
Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М. Д.Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря ихстараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей. Таким образом, установилась связь каслинскогохудожественного литья с общим развитием русской скульптуры второйполовины XIX века. Каслинцы отливали в чугуне лучшие работы российскихскульпторов: П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Р. И. Баха, P.P. Баха, Н. И. Либериха, Н. А. Лаверецкого, Ф. Ф. Каменского, П. П.Забелло, Ф. П. Толстого, а так же многих зарубежных авторов: П.- Ж.Мена, Ж.- Л. Готье, Л.- О. Моро, П.- Э. Делабриера, К.- М. Клодиона идр.
![]() |
Чугунный павильон. Музей изобразительных искусств г.Екатеринбург |
Особо необходимо отметить роль М. Д. Канаева и Н. Р. Баха. Первый, чтобы повысить качество выпускаемого литья по распоряжению Г. В. Дружинина осенью 1871 г. открыл при заводском лазарете ремесленно-художественную школу, в которой дети потомственных мастеровых обучались рисованию, лепке фигур из глины и воска, резьбе по дереву и металлу, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна. Под руководством Канаева заводские литейщики постигали специальные приемы работы, позволяющие производить литье с наименьшими затратами материалов, безукоризненно воспроизводили в чугуне работы российских скульпторов П. К. Клодта, Н. И. Либериха, Е. А. Лансере, А. Л. Обера и др. Отделкой всех отливок занимался чеканщик Ф. И. Широков. С увеличением объема работ М. Д. Канаев добился перевода из Златоуста в Касли опытных чеканщиков И. И. Мандрыкина и А. В. Полоумова. У них училось отделке скульптур первое поколение каслинских чеканщиков. Так каслинское литье породнилось со златоустовским гравированием на стали. Второй, продолжая занятия в школе, создал для завода ряд специальных моделей. Их старания, как отмечает уральский искусствовед и историк Б. В. Павловский, привели к появлению в среде каслинских рабочих своих, народных скульпторов. К их числу относятся В. Ф. Торокин, Д. И. Широков, К. Д. Тарасов и другие.
![]() |
Спичечница "Старуха с прялкой" |
Произведения каслинских мастеров-самородков имели на рынке небывалый спрос и приносили заводу хорошую прибыль. Они нашли гораздо более широкого потребителя, чем многие из моделей знаменитых скульпторов, за которые приходилось платить большие деньги. Популярность и демократичность искусства народных мастеров беспокоили хозяев завода, «конфузили» их в Дворянском клубе. Поэтому всем каслинским самоучкам под страхом увольнения запретили делать отливки по собственным образцам. Заодно им отказали и в просьбе получить профессиональное художественное образование и обучать своих детей в художественной школе. От мастеровых требовали впредь заниматься только своим делом – отливать, чеканить и доводить до совершенства модели прекрасных, но чужих скульптур.
![]() Мастера Каслинского завода
|
В прейскуранте каслинского художественного литья представлены также многочисленные пепельницы, лотки, пресс-папье, подсвечники работы безымянных мастеров. Образцами для их отливки часто служили медные, бронзовые, фарфоровые и деревянные изделия, выполненные в ХVIII–ХIХ вв., как в России, так и за рубежом. Эти изделия всегда считались утилитарными и не представляющими художественной ценности. Не случайно авторы не ставили на моделях свое имя.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ–начале ХХ в., представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков – Агеевых, Ахлюстиных, Бугаевых, Быковых, Варгановых, Владимировых, Востротиных, Голуновых, Дунаевых, Захаровых, Игнатовых, Кашириных, Козловых, Кузнецовых, Лазаревых, Лежневых, Мачалиных, Мочалиных, Перминых, Плотниковых, Резанцевых, Ремезовых, Самойлиных, Самолиных, Свистуновых, Столбиковых, Теплековых, Тепляковых, Тимофеевых, Тарокиных, Торокиных, Трофимовых, Халдиных, Хорошеиных, Хорошениных, Черняевых, Широковых и других, навсегда вошедших в историю Каслей. Их руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи.
С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.
В концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века) , перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари; набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г.Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.
![]() Парк "Царицыно" г.Москва
|
![]() Парк "Царицыно" г.Москва
|
В Каслях исторически выпускалось немало чугунного архитектурного литья. Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод по количеству и качеству этой продукции занимал одно из первых мест в России. В числе наиболее распространенных и относительно простых видов изделий архитектурного литья были узорчатые чугунные плиты для оформления полов культовых зданий, казенных присутственных мест и вестибюлей частных особняков. Выпускали их, кроме Каслинского, многие уральские заводы: Каменский, Кушвинский, Верх-Исетский, Нижнетагильский, Билимбаевский и др. Повышенным спросом пользовались разнообразные чугунные колонны и столбы под арки и фронтоны крылец – как простые по форме, гладкие, с обычной базой в виде многогранника, без каких-либо рельефных изображений, так и | ![]() Плита напольная
|



Очень распространенным в каслинских решетках был растительный мотив стилизованных цветов и трав, характерный для стиля модерн. Например, лестничное ограждение в особняке А. К. Поклевского-Козелл в Екатеринбурге (ул. Малышева, 46) выполнено из элементов стилизованного цветка шиповника.

В декоре деревянных домов каслинских мастеровых и жителей многих окрестных селений, наряду с коваными железными украшениями, фигурными навершиями печных и водосточных труб, к концу ХIХ в. появились отлитые из чугуна дверные ручки, маскароны с кольцами для привязи лошадей, таблички «Для писем и газет», декоративные гвозди-обереги с литой чугунной шляпкой в виде звериной морды, коровьей или лошадиной головы и различных солярных знаков.

Одним из главных разделов архитектурного литья Каслинского завода являлись камины. Будучи важным элементом внутреннего убранства богатого дома, камины по своему декоративному оформлению отличались редким разнообразием форм, размеров и украшений. В Каслях по настоящее время выпускаются 17 видов каминов. С наибольшей полнотой искусство уральских мастеров выразилось в барочных формах так называемого «Ипатьевского камина» с характерными для него валютами боковых стоек портала, прекрасно вылепленными головами сатиров и цветочными розетками по углам. К наиболее сложным по конструкции и декоративному оформлению каминам относится «Демидовский камин», представляющий собой подобие ажурного шкафа. Его боковые стенки и лицевая каминная решетка покрыты сложным ажурным орнаментом со скульптурными накладками в виде головок путти, а узорчатый портал словно соткан из чугунных кружев.
В конце ХIХ–начале ХХ вв. при изготовлении каминов и решеток нередко наряду с чугунными элементами использовались бронзовые. Это было вызвано поисками нового художественного языка в архитектурных решениях интерьера, значительно расширявшими ассортимент изделий. У каминов обычно устанавливались экраны в литой фигурной раме на колесиках и художественно оформленные подставки для каминных принадлежностей (щипцов, кочерги, щетки и совка). Подставки чаще всего изготовлялись максимально приближенными к стилю камина, но иногда они представляли самостоятельные сюжетно-декоративные группы, такие, например, как собака, сидящая на задних лапах и держащая в пасти хлыст (арапник), или цапля, стоящая с раскрытыми крыльями среди камышей и высматривающая у своих ног рыбу.
Для оформления интерьеров в Каслях выпускались различные этажерки, столики, даже стулья и кресла (фотопример). Последние часто относят к садовой мебели – скамейкам и диванам (фотопример). Самым распространенным видом чугунной мебели была скамья, ножки которой отливались вместе с кронштейном сиденья и спинки в виде стилизованных стволов молодых берез, а сама спинка и сиденье делались из дерева – брусков или досок. Чугунные части раскрашивались под березу, что придавало скамье естественный, «природный» вид.
«Кресло садовое» в стиле классицизма со спинкой в виде лиры из стилизованных листьев, «Стул с решеткой под камыш», а также «Диван готический» и «Диван с виноградной лозой» (по образцу Петербургского завода Сан-Галли, приобретенного Г. В. Дружининым) выполнялись в Каслях по моделям 1810–1830-х гг. известного берлинского художника, скульптора и архитектора Карла-Фридриха Шинкеля (1781–1841). Эти модели поступили в Касли в 1850-х гг., но широко тиражировать их начали лишь в конце ХIХ в.
Садовые столики изготовлялись в трех вариантах по рисункам и моделям неизвестных авторов, присланным из Санкт-Петербурга. Наиболее популярный у покупателей «Стол со знаками Зодиака» был выполнен в псевдобарочном узоре.
Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем полтора века назад наши изделия выполнены по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.
![]() Производственный корпус ООО "Каслинский завод архитектурно-художественного литья"
|