Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ ГАЛЕРЕИ В ПРАЗДНИКИ

РЕЖИМ РАБОТЫ ★ С 8 ПО 10 МАРТА - ГАЛЕРЕЯ НЕ РАБОТАЕТ ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Заводы Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)

Авторы

Заводы

Клейма

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)

Императорский фарфоровый завод — явление уникальное. Его продукция — художественный фарфор, является первым фарфором  России, как по времени своего возникновения, так и значительному вкладу в российскую и мировую культуру.

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне Мемориальная доска Д.И.Виноградову на фасаде завода

Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

Люди в восточных одеждах

С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм

2_2m.jpg

С воцарением Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский» , «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.

Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

2_8m.jpg

С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские :они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа : «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм

3_3m.jpg

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.

Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.

Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III

4_1m.jpg

В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

4_3m.jpg

Спас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.
Эпоха Николая II и русский модерн

5_7m.jpg

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

01. Внешний вид здания завода

Внешний вид здания завода

 

02. Вид цеха мастерской

03. Вид цеха мастерской

Вид цеха мастерской

04. Вид цеха завода

Вид цеха завода

 

05. Вид печи для обжига фарфора

Вид печи для обжига фарфора

 

06. Цех художественной росписи

Цех художественной росписи

 

07. Вид цеха завода

08. Вид цеха завода

Вид цеха завода

 

09. Вид части заводского цеха

Вид части заводского цеха

 

10. Вид печи для обжига фарфора

Вид печи для обжига фарфора

 

11. Художник за росписью изделий

Художник за росписью изделий

 

12. Цех фарфоровой скульптуры

 Цех фарфоровой скульптуры

 

13. Выставка изделий завода

14. Выставка изделий завода

Выставка изделий завода

 

Клейма завода


1750-1769 гг.
1762-1796 гг. Вензель Екатирины II, клеймо Придворной конторы.
1890-е гг. Клеймо Придворной конторы.
1796-1801гг. Вензель Павла I.
1801-1825гг. Вензель Александра I.
1825-1855гг. Вензель Николая I.
1855-1881гг. Вензель Александра II.
1881-1883гг. Вензель Александра III.
1884-1894гг. Вензель Александра III.
1894-1917гг. Вензель Николая II.
1917г. Клеймо Временного правительства.

Предметы завода


Россия
1840-50е гг 150 000 ₽
хорошее
Тарелка "Цветы"
№10121Тарелка "Цветы"
Россия
1990-2000-е гг. 4 000 ₽
отличное
Сливочник с кобальтовыми цветами
№14272Сливочник с кобальтовыми цветами
Россия
1900 год продано
отличное
Пара чайная из Кремлевского сервиза
№9395Пара чайная из Кремлевского сервиза
Россия
1892-1908 гг цена по запросу
отличное
Блюдо "Чайки"
№1486Блюдо "Чайки"
Россия
середина 19 в продано
хорошее
Чашка с блюдцем
№3158Чашка с блюдцем
Россия
1910 г. цена по запросу
отличное
Ваза с "пламенеющей" глазурью
№3112Ваза с "пламенеющей" глазурью
Россия
1855-1881 гг продано
отличное
Тарелки с цветочным узором Александр II
№8854Тарелки с цветочным узором Александр II
Россия
1830-40-е гг продано
отличное
Чайная пара "Золотой букет"
№6646Чайная пара "Золотой букет"
Сомов К. А.
Россия
1913 г. цена по запросу
отличное
Скульптура "Влюбленные"  Николай II
№13967Скульптура "Влюбленные" Николай II
Россия
продано
отличное
Яйцо пасхальное
№1259Яйцо пасхальное
Россия
1825-1855 гг цена по запросу
отличное
Декоративная тарелка с флористическим рисунком периода Николая I
№7770Декоративная тарелка с флористическим рисунком периода Николая I
Россия
1913г. продано
требует реставрации
Розетка из Императорского сервиза (Николай II)
№3305Розетка из Императорского сервиза (Николай II)
Россия
1830-50-е гг. цена по запросу
отличное
Скульптура "Будда"
№6756Скульптура "Будда"
Россия
1910 год продано
отличное
Тарелка сервизная с зеленым гербом
№11845Тарелка сервизная с зеленым гербом
Россия
1910 гг цена по запросу
отличное
Парные вазы "Концерт" Императорский фарфоровый завод Николай II
№14936Парные вазы "Концерт" Императорский фарфоровый завод Николай II
Россия
1825-1855 гг цена по запросу
отличное
Пиала с цветочным орнаментом, Николай I
№12418Пиала с цветочным орнаментом, Николай I
Россия
конец 1810х - начало 1820х гг цена по запросу
отличное
Декоративная тарелка с изображением военных
№11462Декоративная тарелка с изображением военных
Россия
1891 год 105 000 ₽
хорошее
Чайник заварочный "Гатчинский"
№9953Чайник заварочный "Гатчинский"
Россия
конец 18 века
хорошее
Тарелка "Васильки"
№9680Тарелка "Васильки"
Россия
Современная работа 2009 г продано
отличное
Скульптура "Коломбина"
№7305Скульптура "Коломбина"
Яндекс.Метрика