Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ ГАЛЕРЕИ В ПРАЗДНИКИ

РЕЖИМ РАБОТЫ ★ С 8 ПО 10 МАРТА - ГАЛЕРЕЯ НЕ РАБОТАЕТ ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Заводы Фирма Овчинникова

Авторы

Заводы

Клейма

Фирма Овчинникова

Фирма Овчинникова (1853-1917гг.)

Фабрика золотых и серебряных изделий Овчинникова была одной из крупнейших ювелирных фирм Москвы второй половины XIX – начала XX века.  
По происхождению П.А. Овчинников принадлежал к числу крепостных крестьян князя Д. Волконского. Расторопность и понятливость юного Овчинникова скоро обратили на себя внимание князя, который, присмотревшись к мальчику поближе, нашел в нем замечательные способности к рисованию. Для систематического развития художественных способностей Овчинников был отправлен в Москву, где, впрочем, он поступил не в рисовальную школу, а в мастерскую золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его родному брату А. Овчинникову. У последнего он пробыл 6 лет в качестве подмастерья; в 1850 году женился, и на 1000 руб. приданого за женой решил начать самостоятельное дело; в апреле 1851 года Овчинников уже открыл свою собственную мастерскую. В 1853 году годовой оборот у него доходил до 250000, а в следующем он превышал полтора миллиона рублей. В следующие годы оборот продолжал расти быстро и последовательно. Соответственно ему увеличивалось и число занятых на фабрике рабочих рук. Так, в 1854 году у Овчинникова работало 400 человек, в 1855 — 600.Впервые П. Овчинников обратил на себя внимание на выставке 1865 года в Москве представленными эмалевыми изделиями, оригинальными по рисунку, великолепным качеством исполнения и национальным «русским» стилем, в котором на его фабрике создавалось большинство предметов.
Фирма Овчинникова занимала ведущее место в эмалевом производстве Москвы. Ее изделия отличаются богатством эмалевой палитры и особой тщательностью монтировки и отделки. Солонки в форме деревянных солониц, ковши и стопы, коробочки, чарки, ложки, подстаканники украшались многоцветной эмалью, заполнявшей детали густого сканного орнамента.
В конце XIX в. Московские эмальеры ввели новый прием, ранее не имевший места в русском ювелирном деле, - многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая подобно витражу смотрится на просвет. «Оконная» эмаль не получила широкого распространения благодаря своей хрупкости и трудности изготовления. Кроме того, красота прозрачной эмали выявляется только тогда, когда предмет соответственно освещен, как, например, в эмалевой лампаде, где орнамент сверкает яркими красками благодаря зажженному внутри огню.
Значительный рост крупных предприятий потребовал основательной специальной подготовки ювелиров. Это поняли владельцы крупных фабрик, которые начали открывать при своих фабриках школы или хотя бы «рисовальные» классы. Одним из первых открыл такую художественную школу именно П.А. Овчинников. Рядом с его фабрикой было построено отдельное двухэтажное здание, в нижнем этаже которого помещались учебные мастерские, а в верхнем было устроено общежитие на 130 учеников. Срок обучения устанавливался от 5 до 6 лет. Ученики изучали и общеобразовательные предметы, но основное внимание обращалось на подготовку мастеров по серебряному делу с необходимыми для последних, хотя бы элементарными художественными знаниями. Специальные предметы – черчение, лепка из глины и воска, рисование, каллиграфия – преподавались в объеме, необходимом для «технического прикладного искусства в применении к серебряным и золотых дел мастерству».
П.А. Овчинников не только сам уделял большое внимание подготовке мастеров, но и призывал всех фабрикантов, выпускающих драгоценные изделия, последовать его примеру. В 1881 г. он опубликовал книгу, в которой говорится о необходимости создания специальных учебных заведений при фабриках.
 Сам Овчинников неоднократно обращался за рисунками и моделями для своих произведений к таким художникам, скульпторам и архитекторам, как Лансере, Обер, Опекушин, Чичагов, Микешин, Даль.
П.А. Овчинников был награжден золотой медалью, а в 1882 году получил звание придворного поставщика. С этого времени фирма стала центральной среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок, всегда вызывая восхищение современников, имела многочисленные награды за прогрессивное усовершенствование всех сторон золотого и серебряного дела, за постоянное внесение новых элементов украшения, за превосходное устройство.
Период расцвета фирмы приходится на 1870-1880-е годы. После смерти Павла Овчинникова в 1888 году фирма перешла к его сыновьям и просуществовала до 1917 года.

Прим. Для описания была привлечена книга
М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой. Золотое и серебряное дело XY-XX вв. – «ЮНВЕС», «ТРИО». М., 1995

Клейма завода


Клеймо фирмы Овчинникова
Клеймо Овчинникова Павла Акимова
Клеймо Петербургского отделения
Клеймо Петербургского отделения

Предметы завода


Россия
конец 19 века 75 000 ₽
отличное
Сахарница
№9418Сахарница
Яндекс.Метрика