Федоскино
Фабрика миниатюрной живописи Федоскино. Знаменитый старинный Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в 1795 году.
В 1795 году купец Петр Коробов основал в Федоскине мастерскую, выпускавшую лавовые козырьки и кивера из папье-маше. Когда армейская форма изменилась и надобность в киверах отпала, предприимчивый хозяин решил производить табакерки, портсигары, а также шкатулки из папье-маше. Вначале на коробочки просто наклеивали гравюры с пасторальным или галантно-рыцарским сюжетом и покрывали их бесцветным лаком.
Постепенно отделка совершенствовалась. Крышки табакерок и шкатулок живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников. Часто это были весьма "вольные" копии. Со временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин, песен: "Отдых в сенокос", "По воду", "Чаепитие", "Тройки", "Девичий хоровод" и т.д. Так к середине XIX века сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность. К тому времени изделия из Федоскина вышли на международный рынок, и с этих пор не было всемирной выставки, где бы Россия не демонстрировала "лукутинские" (так называли их теперь по имени новых владельцев промысла - отца и сына Лукутиных поделки - шкатулки, табакерки, чайницы, кошельки, броши, альбомы.
В 1904 году лукутинская фабрика закрылась. Быть может, и погибло бы это народное искусство, не будь в Федоскине истинных его приверженцев. Они-то и возродили дело, организовав в 1910 году артель из оставшихся в селе живописцев. Федоскинские энтузиасты не прекращали работу даже в трудные годы гражданской войны и послевоенной разрухи. В 1923 году в знак благодарности за сохранение промысла артели был вручен от имени правительства специальный "Диплом признательности".
И в наши дни искусство Федоскина очень популярно. Есть на фабрике карта, испещренная линиями, которые соединяют маленькое подмосковное село со странами, куда экспортируются изделия народных художников: Франция, Финляндия, Япония, Англия, Бразилия, Швейцария, США.
Техника изготовления федоскинских шкатулок сложна и своеобразна. Начинается все с полос картона. Ими оборачивают форму будущего изделия, склеивают их, пропитывают крахмалом, сушат, купают в ванне с горячим льняным маслом. Снова сушат - уже не часы, а дни. После таких манипуляций картон становится похожим на дерево. Прежде чем коробочка попадет в руки художника, ее отшлифуют и покроют лаком - внутри алым, снаружи- черным.
Федоскинцы пишут маслом в три-четыре слоя. Каждый слой просушивается, а затем покрывается прозрачным лаком. Многослойность письма позволяет достичь особой глубины, объемности и насыщенности цветом. Расписывают шкатулки по-разному; есть так называемое "плотное" письмо и "сквозное". В первом случае мазки плотно закрывают фон. Но особую профессиональную гордость федоскинских мастеров составляет живопись "по-сквозному". Она выполняется прозрачными красками по подкладке из листочков сусального золота, перламутра или металлического порошка серебряного или золотого цвета. При этом краски как бы вспыхивают изнутри цветными огоньками. Готовое лакированное изделие полируется. Усиленные полировкой цвета росписи получаются необычайно яркими. Нередко декоративное оформление шкатулок завершают перламутровая инкрустация, геометрический орнамент из крохотных чеканных пластинок металла или гравировка по черному лаку на подкладке из олова.
Федоскинская живопись реалистична. Предметы, растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску. Тщательно, что до мельчайших подробностей выписаны черты лица, одежда. Несмотря на малый размер миниатюры, мы можем различить на ней все, например детали упряжи лошади.