Фарфоровая фабрика Карла Якоба Ессена (J.K. Jessen) г. Рига
Якоб Карл Ессен приехал в Ригу в возрасте всего 12 лет из северогерманского края Голштинии. Своё образование и практику купеческого дела он получил в Риге, где проработал на многих предприятиях, пока в 1875 году не решил основать собственную фирму. Он перепробовал множество занятий и решил сконцентрироваться на создании своей фабрики по производству фарфора. В то время это было достаточно модное направление промышленности.
Фарфороваяфабрика Я.К.Ессена
Якоб Карл Ессен приехал в Ригу в возрасте всего 12 лет из северогерманского края Голштинии. Своё образование и практику купеческого дела он получил в Риге, где проработал на многих предприятиях, пока в 1875 году не решил основать собственную фирму. Он перепробовал множество занятий и решил сконцентрироваться на создании своей фабрики по производству фарфора. В то время это было достаточно модное направление промышленности. 11 февраля 1886 года Ессен получил разрешение открыть фабрику с паровым двигателем в небольшом населённом пункте Милграбен (Яунмилгравис), где на то время было всего десяток одноэтажных деревянных домов. Для подвода сырья и топлива, а также для вывоза готовой продукции использовали водный транспорт (в основном по Даугаве и Рижскому заливу). В том же 1886 году фабрика вступила в эксплуатацию. Главный трёхэтажный корпус с двумя горнами имел капитальные стены кирпичной кладки, деревянные межэтажные перекрытия и деревянную крышу. К нему сразу были пристроены вспомогательные помещения для парового котла и паровой машины. Рядом были построено несколько деревянных сараев и навесов для хранения сырья и материалов.
Фабрика Я.К. Ессена на рубеже XIX-XX. веков
Деловым партнёром Ессена стал русский купец по фамилии Храпунов, он и возглавил фабрику, когда в 1891 году Якоб Карл Ессен умер. В это время фабрика выходила на внешний рынок и только благодаря работе Юлиуса Фермана и Хьюго Бокродта, которые продолжили начатое Ессеном дело, фабрике удалось не только удержаться на плаву, но и достичь немалых успехов.
Эта фабрика с самого начала специализировалась на выпуске высокого качества фарфоровой посуды, и очень скоро эти изделия были отмечены наградами на разных выставках: в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фабрике были присуждены золотая и серебряная медали, а на международной керамической выставке 1900-1901 гг. в Петербурге была получена золотая медаль, на рижской юбилейной выставке в 1901 году – почётная награда «Гран-при». Красная фарфоровая ваза с золотым рисунком, котрую фабрика выставила на юбилейной выставке сохранилась до наших дней и сейчас выставлена в музее фарфора во дворе Конвента.
Ваза выпущенная специально для рижскойюбилейной выставки в 1901 году.
На первом этаже основного производственного корпуса, кроме камер горнов, находилось отделение для приготовления фарфоровой и капсельной масс. Для привода в движение шаровых мельниц, мешалок, насосов, дробилок и пр. Использовалась несложная паровая машина – двигатель и весьма громоздкая и сложная система трансмиссии. Паровой котёл и машина находились в отдельном помещении специальной пристройки, кроме того, при паровом двигателе был установлен электрогенератор, который давал ток для двух электромоторов. Один из них приводил в движение насос, который обслуживал фабричную водяную скважину. Она поставляла фабрике как питьевую, так и техническую воду. На втором этаже находились утильные камеры горнов и производилась глазуровка изделий. На третьем этаже был расположен формовочный цех. Вся межэтажная транспортировка осуществлялась вручную.
В 1890 году фабрика начала изготовление некоторых типов изоляторов для электрических и телефонных линий, а также электроустановочный фарфор разного ассортимента Эта продукция реализовывалась не только в Риге, но и в Петербурге, Москве и за границей. Рост спроса повлёк за собой расширение производства, и в первую очередь это отразилось на увеличении числа рабочих с 278 (в 1895) до 500 (в 1901) и 600 (в 1913).
Начиная с 1896 года отдельные участки фабрики начали перестраиваться. Так был реконструирован главный корпус, строились новые горны. Одновременно началось внедрение в производство некоторых новшеств: устанавливались специальные ручные штамповочные прессы для изготовления электрического фарфора, специальное, более усовершенствованное оборудование для приготовления штамповочной массы и т.п.
Некоторое представление о масштабах и технологиях производства на рубеже XIХ-XX веков дают годовые отчёты фабрики. В 1900 году на фабрике были установлены следующие агрегаты и оборудование: 2 барабана (шаровые мельницы), 4 колотилки, 1 мешалка, 1 сеялка, 6 глиномялок, 138 стаканов для формования, 16 прессов, 2 динамо-машины, 4 горна, 18 муфелей, 3 сушилки, 2 шлифовальные шайбы, 1 пара жерновов,2 паровых котла и а паровые машины мощностью 25 л.с.
Ассортимент фабрики свидетельствует о том, что наряду с техническим фарфором (некоторые виды изоляторов типа AEG и пробки для бутылок с сельтерской водой) в основном выпускалась хозяйственная посуда высокого качества. В 1901 году изготовлялись тарелки диаметром 6,8 и 9,5 дюйма (15,20 и 24 см соответственно), соусницы, салатницы, селёдочницы, горчичницы, столовые сервизы на 12 персон, чайные сервизы, чашки, масленки, хлебницы и много чего ещё. В отчёте за этот период упоминаются лишь три вида декорирования посуды: «золочёные усики», «лента» и «печатанье».
После смерти Я.К. Ессена фабрикой управлял комитет по надзору за наследством купца, одним из председателей комитета был городской глава Эрхард. Однако известно, что уже к 1910-1912 годам в право владения вступили сыновья Якоба Карла Фердинанд и Генрих Ессен. В это время фабрика в некоторых источниках носила название «Фарфоровая фабрика Ф. Ессен», а фабрика в Славянске упомянута, как «Фабрика братьев Ессен». Следует отметить, что со дня своего открытия и вплоть до 1942 года рижская фабрика никогда не меняла своего названия, оставаясь «Фарфоровой фабрикой Я.К. Ессена».
В 1900 году для приготовления фарфоровой капсельной массы было израсходовано 66 000 пудов (1056 тонн) белых глин, 123 000 пудов (1968 тонн) серых глин и 4500 пудов (72 тонны) разных камней, а для изготовления форм – 7200 пудов (115,2 тонны) гипса. Для обжига фарфора израсходовано 263 213 пудов (4211,4 тонны) угля и 950 саженей (9227 кубом) дров. В результате было получено около 63 00 пудов (1008 тонн) готовой фарфоровой продукции разного ассортимента. В начале ХХ века (с 1900 до 1913 года) объём фабрики Я.К.Ессена менялся незначительно. В 1907 году на фабрике было изготовлено 60 000 пудов (960 тонн) готовой фарфоровой продукции разного ассортимента.
События революции 1905 года не обошли стороной и фабрику Ессена. В октябре 1905 года в течение нескольких дней рабочие фабрики участвовали в митингах, которые проходили на Гризинькалнсе, до этого в мае, на фабрике был уволен 71 рабочий в связи с «перепроизводством». Однако, справедливости ради, следует отметить, что рабочие фабрики Ессена ограничивались в основном экономическими формами борьбы, так как на фабрике работало небольшое количество рабочих, и администрации было легче их контролировать. Кроме того, труд некоторых рабочих, например живописцев, на фабрике Ессена оплачивался лучше, чем на фабрике Кузнецова, где развернулась более широкая революционная деятельность. Это было вызвано тем, что у Ессена работали высококвалифицированные мастера – живописцы по фарфору, большая часть из которых была приглашена из Германии на заранее оговорённую плату. Такое положение вещей способствовало скорее к разделению рабочих.
Серьёзное несчастье постигло фабрику 30 марта 1908 года. Случился сильный пожар, работа на фабрике была полностью остановлена, а все 615 рабочих были уволены. Помещения первого и второго горнов выгорели полностью. Потребовался практически целый год для полного восстановления главного корпуса, и только в 1909 году производительная мощность достигла прежнего уровня.
После пожара были переделаны все межэтажные перекрытия в районе сгоревших горнов, на смену дереву пришёл железобетон. После капитального ремонта установили новое оборудование. В 1912 году количество точильных станков увеличилось до 35, установлен новый фильтр пресс и заново оснащена фабричная лаборатория. 8 августа того же года было начато расширение фабрики: к основному корпусу было пристроено пять одноэтажных пристроек и построено два одноэтажных сарая на территории фабрики. Работы были завершены в том же 1912 году.
В 1913 году рабочие фабрики прекратили работу и потребовали увеличения заработной платы, сокращения рабочего дня, увеличения зарплаты, устройства бани для рабочих и пр. Забастовка продолжалась с 1 по 8 августа 1913 года – администрация ограничилась увеличением платы поденщицам с 50 до 55 копеек.
В самом конце 1913 началось строительство дополнительного этажа над третьим этажом, которое было окончено к 1914 году. Шло строительство ещё одной пристройки к главному корпусу для хранения гипсовых капов и форм, полуфабрикатов и других материалов. Строились двухэтажные склады для хранения готовой продукции. Для материалов было также построено складское помещение из дерева на кирпичных столбах.
Вид фабрики Ессена со стороны улицы Ледургас после перестройки 1913-1914 годов.
Первая мировая война нарушила производство фарфора в Риге на длительное время. Вначале сократился только объём производства. Хозяин фабрики Ессен в своём письме к Харьковскому военно-промышленному комитету о потребности в топливе так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Причина уменьшения – малый спрос на фарфоровую посуду, да и недостаток разных материалов в зависимости от войны…». Приближение к городу фронта полностью прекратило работу фабрики как и других заводов. В октябре 1915 года рабочие и большая часть оборудования были эвакуированы в отдалённый от фронта район – на Украину в город Славянск. Расположенная там старая фабрика Ессена сгорела в 1914 году и на её базе Ессен решил открыть новую фабрику. Из архивных документов можно судить о том, что на месте осталось то, что эвакуировать было нецелесообразно: недвижимость (корпуса), малоценный инвентарь, мебель, сырьё и некоторые вспомогательные материалы. Фабрика Ессена полностью прекратила свою работу в Риге.
Фабрика во времена Первой республики
После революции в Риге находилась единственная и последняя фабрика, принадлежащая Кузнецовым, которая начала работать 1 октября 1920 года.1 мая 1921 года М.С.Кузнецов открыл филиал фабрики в Милгрависе на базе бывшего завода Я.К.Ессена. Однако вскоре этот филиал пришлось закрыть.
Фарфоровая фабрика Я.К.Ессена начала выпускать продукцию только в 1926 году, когда в Ригу вернулся её владелец, Фердинанд Ессен. В результате эвакуации в 1914 году фабрика осталась практически без какого-либо технического оборудования. Первоначально на фабрике была оборудована печь для варки стекломассы и был налажен выпуск мелких стеклянных изделий. Начавшийся в 1930 году экономический кризис прекратил все попытки восстановить работу на фабрике. В 1933 году общество керамической промышленности и торговых паёв «Порцеланс» в городе Риге начало производство фарфора на базе бывшей фабрики Я.К.Ессена, не меняя её названия, так как фактически владельцем фабрики по-прежнему являлась семья Ессен, которая не захотела рисковать своим иностранным капиталом и застраховала себя вывеской акционерного общества. К 15 мая 1934 года на фабрике было занято 35 рабочих и 3 служащих. Общая мощность двигателей составляла 28 л.с. Вначале была отремонтирована та часть оборудования, которая осталась на фабрике с довоенного периода, а недостающее оборудование приобретали постепенно в Германии. До пуска массозаготовочного цеха необходимое количество готовой фарфоровой массы завозили из Германии. Через два года мощность фабричных двигателей увеличилась до 128,2 л.с., а количество рабочих достигло 252. Работали в одну смену 6 дней в неделю. Рабочий день был восьмичасовым.
Посуда производства фабрики Я.К. Ессена 1933-37е годы.
Условия конкурентной борьбы с фабрикой Кузнецова вынуждали фабрику Ессена производить любую продукцию, на которую был хоть какой-то спрос. Наряду с хозяйственным фарфором изготовляли изоляторы всех видов и электрический фарфор. С 1935 года в небольших количествах выпускали фаянс: хозяйственную посуду и санитарно-технические изделия, для этого была даже построена специальная печь. Но, несмотря на это, объём производства сильно сократился: из четырёх горнов работали только два. После пуска Кегумской ГЭС фабрика была подключена к городской электросети, на фабрике ликвидировали паровой двигатель и динамо-машину, вместо них установили несколько новых электрогенераторов. Здесь также производили огнеупорные кирпичи.
Реклама магазина фабрики Я.К. Ессена. Газеты 1930х годов.
Продукция фабрики Ессена пользовалась спросом. Магазин фабрики на улице Элизабетес, 51, на углу с Базницас, был популярным местом. У Ессена заказывали вазы и другие подарки Эмилия Беньямин и Рижская дума. Также продукция фирмы часто появлялась на различных благотворительных аукционах. Продукция экспортировалась за рубеж. Оптом торговали в магазине на улице Тиргоню, 12 и в конторе фабрики на улице Пилс, 18.
Справа: Здание на улице Пилс 18- здесь находилась контора фабрики Я.К. Ессена. Слева: Здание на улице Элизабетес 51- здесь находился фирменный магазин фабрики Я.К. Ессена.
Продукцию фабрики можно было так же купить в самом фешенебельном торговом доме Риги «Jaksch & Ko» на улице Свару. Сравнительная дешевизна изделий фабрики обуславливалась тем, что хозяева фабрики старались использовать местное сырьё: песок, гипс, топливо, а не импортировать их, как раньше. В 1937 году появилась идея создать сервиз, раскрашенный так, чтобы он напоминал свинцовую посуду. Цена такого столового сервиза предполагалась 25 латов. Изготавливали и мелкую пластику, декоративные тарелки, смешные перечницы и солонки.
Мелкая пластика производства фабрики Я.К. Ессена. Вторая половина 1930х годов.
В условиях экономического кризиса у ворот фабрики часто собирались люди в ожидании получения работы. Недостатка в рабочей силе фабрика не испытывала. Из-за репатриации рабочих немцев и самих владельцев в октябре-декабре 1939 года фабрика была вынуждена прекратить свою работу.
Когда назрела необходимость возобновить производство на фарфоровой фабрике, как теперь называлась бывшая фарфоровая фабрика Я.К.Ессена, возглавил эту работу Г.Г.Круглов. Нелегкую задачу возобновления производства удалось решить в самый нелёгкий срок. Все горны были обновлены, машины отремонтированы, а часть их изготовлена заново. На завод возвратились старые опытные рабочие, которые приступили к обучению новичков. Ремонт был закончен к концу февраля 1941 года. В начале 1941 года завод приступил к выпуску продукции, в основном фарфоровой посуды.
Великая Отечественная война
Началась война. Все ушли на фронт. Многие работники предприятий погибли на фронтах ВОВ. После небольшого перерыва оба завода снова начали выпускать продукцию, но уже в условиях немецкой оккупации.
На бывшей фабрике Кузнецова выпускались только изделия хозяйственного фарфора. Фаянс вообще не производили. Не лучше обстояло дело и на фабрике Ессена. Для руководства производством в начале 1942 года в Ригу вернулись старые хозяева фабрики. В годы оккупации завод был обречен на жалкое существование. Из 48 формовочных станков работало только 25, из 4 печей работала только одна. Работали только на двух горнах. Всего в это время на фабрике работало 244 человека.13 октября 1944 года Рига была освобождена о немцев Советской армией. На Рижской керамической фабрике М.С.Кузнецова пострадал формовочный цех фаянсового производства. С завода было вывезено большое количество оборудования.
Такая же судьба постигла бы и фарфоровую фабрику Я.К.Ессена, если бы не смелость и изобретательность рабочих. Перед отступлением немцев из Риги администрация завода вызвала к себе нескольких, по её мнению, наиболее надёжных рабочих и дала им срочное задание: демонтировать оборудование, важное для производства, упаковать его и погрузить на пароход для отправки в Германию. В случае невыполнения распоряжения всем грозили казнью. Рабочие решили снять оборудование и спрятать его во дворе завода в ямах под шамотным боем и мусором, а в ящики положить камни. Всё это делалось по вечерам и ночью, украдкой. При проверке груза к отправке ничего подозрительного не обнаружили, ящики погрузили на машины и отправили в порт. Так благодаря находчивости и смелости рабочих завод сохранил всё необходимое для производства оборудование.
Вторая молодость старого завода
Рижский фарфоровый завод (так в 1944 г. после оккупации стали называть бывшую фарфоровую фабрику Я.К.Ессена) сразу после освобождения города от немцев возобновил работу. Приходилось разыскивать старых рабочих и работниц, а также обучать новых. В 1945 году обстановка на заводе значительно улучшилась. Полным ходом шла работа по капитальному ремонту зданий и сооружений фабрики. В 1946 году выпуск продукции значительно увеличился по сравнению с 1945 годом. В 15-м ремесленном училище готовили формовщиц, литейщиц, рисовальщиц и др. За два года коллектив фабрики вырос с 30 человек в 1944 году до 280 в 1947. Итогом самоотверженной работы всего коллектива было выполнение плана 1949 года на 105%. Улучшилось и качество продукции. По решению Министерства местной промышленности в 1953 году на заводе была организована художественная лаборатория, которую возглавила выпускница Академии художеств ЛССР З.Я.Улсте. Основной задачей этой лаборатории было создание новых форм и новых видов росписей. В последующие годы предприятие постоянно реконструировалось, были введены в строй 3 и 4 горны, установлены новые шаровые мельницы, усовершенствованы цеха, лаборатория и системы охлаждения горнов. Был налажен выпуск неординарных изоляторов для высоковольтных линий. Была устроена новая артезианская скважина, которая обеспечивала завод питьевой и технической водой. 8 марта 1959 года был открыт заводской клуб. В клубе был зал на 350 мест, были оборудованы помещения для библиотеки и читального зала. К 1960 году на заводе уже работало 637 человек.
Объединение рижских фарфоровых заводов
В 1963 году рижские фарфоровые заводы были объединены в одно предприятие. Новый завод стал называться «Рижским фарфорофаянсовым заводом», а прежние отдельные предприятия были названы участком №1 (ул. Маскавас, 257 в Кенгарагсе) и участком №2 (ул. Лиедургас, 3 в Милгрависе). Основное внимание уделялось реконструкции и специализации производства, несмотря на то, что ассортимент продукции был очень разнообразен, он постоянно обновлялся. В 1968 году на участке №1 была освоена технология тонкостенного фарфора, начиная с 1968 года Рижский фарфорофаянсовый завод стал выпускать только фарфоровые изделия. В связи с этими переменами изменилось и название завода. Ныне это Рижский фарфоровый завод. Хотя основное внимание было уделено реконструкции участка №1, ряд мероприятий проводился и на участке №2. Участок номер два со временем получил новую специализацию – деколь. Здесь выпускалась посуда, которую украшали именно этим способом.
Здание фабрики Я.К. Ессена сегодня.
В начале 90-х годов фарфоровое производство в Риге пришло в полный упадок, завод был разворован и закрыт. В 1994 году участок номер два вернул себе название «Ессен» и отделился от первого участка. Было выпущено несколько серий чашек и других мелких изделий с клеймом фабрики Ессена, однако вскоре и этому предприятию пришёл конец.
Последняя продукция фабрики Я.К. Ессена. Середина 1990х годов.
На базе фабрики было основано SIA «Dekol Serviss». Правда, теперь это совершенно иное предприятие, которое связано с фабрикой лишь формой деятельности: декорирование посуды деколью. Правда, теперь это уже не рижский фарфор.
Оформление фарфора на фабрике Ессена
В росписи фарфора существовали определённые виды декора, которые различались по композиции и характеру исполнения. Чаще всего применялись так называемые «агашка» (роспись букетов на внешней стороне изделия яркими красками: зелёными, синими, красными), «прозолоть» (роспись более нежными, светлыми тонами – жёлтым, голубым, фиолетовым – с изображением цветов и лепестков. Обязательной для этого вида росписи была прорисовка веточек золотом, отсюда и название росписи) и «мушель» (всё изделие покрывалось одним цветом, а в центре оставалось круглое или овальное пространство, в которое вписывали букет или другие сюжеты. Так расписывали продукцию: чашки, блюдца, чайники, которые экспортировали в Среднюю Азию и Индию). Изделия фабрики Ессена отличались высоким техничным исполнением, а формы продукции и манера художественного исполнения зачастую заимствовалось у немецких мастеров.
Трудности сбыта продукции во времена первой республики требовали от владельцев фабрик высокого художественного качества выпускаемой продукции. На фабрику Ессена на должность художественного руководителя был приглашён Никлавс Струнке. Для его произведений характерны лёгкие, плавные рисунки и приглушённые тона. По его эскизам были так же созданы знаменитые графины для ликёра в виде девушек и юношей в национальных костюмах Латвии Литвы и Эстонии.
Графин в виде девушки и юноши, разработаный для фабрики Я.К. Ессена Никлавом Струнке в 1936 году. Различные варианты росписи.
Специальностью фабрики были кобальтовая и многоцветная глазурь, подглазурный декор, и, с 1937 года, роспись «под слоновую кость». После Второй мировой войны именно в лаборатории фарфорового завода (бывшей фабрики Ессена) были разработаны небольшие фарфоровые статуэтки. Именно здесь была создана знаменитая статуэтка «Народный танец».
З. Улсте. Фарфоровая скульптура "Народный танец". Рижский фарфоровый завод (бывшая фабрика Я.К. Ессена). 1950-е годы.
Марки фабрики Ессена
До Первой мировой войны основная продукция фирмы выпускалась без фабричной марки. Очень скромная подглазурная марка красного цвета ставилась лишь на изделиях, которые предназначались для выставок. Первая настоящая фабричная марка появилась в 1933 году, когда фабрика возобновила работу после длительного перерыва, вызванного Первой мировой войной. Эта марка представляла собой круг с надписью «Ессен в Риге». Её центральная часть состоит из букв «C.J.P.F.» которые расшифровываются как «Фарфоровая фабрика Карла Якоба Ессена». В 1935 году разработали новую марку с изображением в центре стилизованного лепестка клевера. Эта марка использовалась также и во время германской оккупации.
Фабричные марки Я.К. Ессена. Слева направо: до 1915 года; 1933-1935 годов (с 1936 годаиспользовалась для фаянса); 1936-1945 годов.
Завод Ессена в отдельных случаях пользовался и особыми марками.Так, некоторое время фабрика выпускала фарфоровые изделия высокого качества, покрытые специальной глазурью цвета слоновой кости. В этом случае пользовались специальными марками.
Марки фабрики Я.К.Ессена дляизделий с глазурью под слоновую кость. 1936-1939 годы.
Перед началом Второй мировой войны фабрика Ессена так же, как и завод Кузнецова, экспортировала свою продукцию в США. На этот товар ставилась надглазурная марка красного цвета, похожая по рисунку на марку экспортных изделий фабрики Кузнецова, только вместо надписи «Кузнецов», была надпись «Ессен».
Во время немецкой оккупации из соображений экономики использовали грязные отходы фарфоровой массы. Чтобы скрыть грязный оттенок изделий (скульптур, мелких ваз и т.п.), их покрывали цветной глазурью или подглазурными красками. Для обеспечения сбыта этих изделий на них ставилась специальная марка в рекламных целях.
Особые марки фабрики Я.К. Ессена. Справа- марка экспортной продукции. 1938-1939 года. Слева- продукции из отходов фарфоровой массы. 1940-1944 года.
После освобождения Латвии от немецких оккупантов и нормализации работы завода изменилось название завода, а значит и его марка. Сначала это быта простая надпись «Рижский фарфоровый завод». В 1953 году изменили рисунок марки, оставив лишь инициалы завода. Она была трёх цветов: красного, для продукции первого сорта, синего, для изделий второго сорта и зелёной, для изделий третьего сорта. После объединения заводов было разработано новое клеймо.
В 1994 году вместе с названием фабрика вернула себе и свою марку – стилизованный лепесток клевера и надпись «Jesens 1886 Rīga». Это была последняя марка завода Ессена.
В основу статьи легли сведения из книги З.А. Константа “Рижский фарфор. История рижского фарфорового завода”. Рига. Издательство “Зинатне”. 1975 г.
Источник http://www.rigacv.lv