Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ И 50-й Российский Антикварный Салон

★ с 27 ноября по 1 декабря 2024 года проходит 50-й Российский Антикварный Салон в Гостином Дворе на Ильинке ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Заводы Будянский фаянсовый завод

Авторы

Заводы

Клейма

Будянский фаянсовый завод

Будянский фаянсовый завод- предприятие в пгт. Буды (Харьковская область). Выпускал продукцию керамические (фаянсовые) изделия для домашнего хозяйства и декоративных керамических изделий. Был основан в 1886 году.

Начало производства

Предприятие в Будах – часть обширной фарфорово-фаянсовой империи, созданной во второй половине XIX века династией Кузнецовых. Завод был построен в 1887 году, когда в России тонкостенная керамика из элитной перешла в разряд массовой. В ответ на растущий спрос, «фарфоровый король» Матвей Сидорович Кузнецов начал активно расширять производство. Промышленник несколько десятилетий торговал продукцией российских заводов на Харьковщине, пока в 1870 году не решил арендовать местную фабрику в селе Байрак под Люботином, у купца И. И. Никитина.

Однако предприятие, расположенное вдали от основных транспортных магистралей, не приносило желаемый доход. В 1871 году Кузнецов приобрёл у помещика Т. Г. Котляра из посёлка Буды, винокурню с участком и начал строить здесь новую фабрику. На этот раз промышленник не ошибся, поскольку через выбранный им населённый пункт проходила железнодорожная ветка Мерефа – Люботин. Процветанию фабрики, открытой в 1887 году, способствовало также наличие дешёвой рабочей силы, богатых источников топлива и каолинового сырья. Для посёлка с населением в тысячу человек, кузнецовское предприятие сразу стало градообразующим.

Кузнецовский период

Семья Кузнецовых – уроженцы Гжели. Они имели богатый опыт развития керамического производства. Их предприятия в России считались самыми прогрессивными и с технической, и с организационной точки зрения. В Будах Матвей Сидорович возвёл три заводских корпуса, оснастив их по последнему слову техники, а кроме того, позаботился о сопутствующей инфраструктуре. При его непосредственном участии в посёлке появилась школа, а также больница, баня, библиотека. Для пришлых рабочих в бывшей винокурне организовали общежитие и столовую. В 1902 году на средства Кузнецова построили Николаевскую церковь, иконостас для которой изготовили на другой его фаянсовой фабрике – в Твери.

Относясь к старообрядцам, промышленник старался обеспечить работой представителей своей веры и создавал для них наиболее комфортные условия. Производственные цеха располагались в просторных, хорошо проветриваемых помещениях с высокими потолками и большими окнами. Электрическое освещение, водопровод, душевые, система противопожарной защиты имелись в каждом корпусе. Для доставки тяжестей на этажи предусматривались подъёмники.

Ново-Харьковская фабрика

Фабрика в Будах получила название Ново-Харьковской. Она стала четвёртым предприятием, включённым в «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых и майоликовых изделий», основанное М. С. Кузнецовым. Основная часть населения посёлка занималась выпуском керамики. До 1892 года Ново-Харьковская фабрика изготавливала посуду из полуфаянса, затем перешла на фаянс. В 1894 году появились первые изделия из фарфора, не уступающие, по описаниям современников, зарубежным и лучшим российским образцам. Переход на новый уровень предприятие отметило специальным парадным клеймом, которым маркировали пробные образцы продукции. В производстве всех типов керамики использовались только местные каолиновые глины.

Ассортимент фабрики включал свыше 1000 видов посуды и малой пластики. Фарфор составлял примерно третью часть от всего объёма производства. Стилистика изделий соответствовала общей направленности кузнецовской империи, ориентированной на европейскую классику. Однако наряду с изысканными сервизами или чайными парами, выпускалась и трактирная посуда с декором в народном стиле. Кузнецов, активно внедрявший в производство новаторские приёмы, опробовал в Будах технику трафаретной печати (шелкографии) с последующей дорисовкой. Это позволило ускорить нанесение сложных изображений, сохраняя эффект ручной росписи.

В 1897 году руководство фабрикой перешло к сыну «фарфорового короля» –  Александру Матвеевичу Кузнецову. При нём предприятие нарастило годовой объём выпуска до 11 млн изделий и расширило штат работников до 2500 человек. К началу XX века Ново-Харьковская фабрика стала лидером фаянсовой отрасли. Выпускалась в основном массовая посуда, украшенная деколью, с применением ангобирования или аэрографии.

Советское время

Фаянсовый завод в Будах был национализирован сразу после революции и уже к 1922 году сумел в 4 раза превысить кузнецовские объёмы производства. Его включили в состав Всеукраинского треста «Фарфор-Фаянс-Стекло» и поручили важный госзаказ на поставки посуды в Турцию и Египет. В 1926 году предприятие переименовали в «Серп и молот», а ещё три года спустя – в «Фаянсовый завод Буды». Эти изменения отразились на маркировке, что значительно упрощает атрибуцию. С 1932 года и до распада СССР, сохранялось название «Будянский фарфоровый завод».

Предприятие было почти полностью разрушено в годы Второй мировой войны – только в 1953 году оно вновь заработало на полную мощность. В 1922 году на базе завода открыли художественное училище, где готовили профессиональных мастеров прикладного искусства. Молодые выпускники пришли как раз на восстановленное после войны производство. Среди них:

Борис Пянида;

Галина Коломбицкая;

Николай Николаев;

Раиса Вакула;

Галина Чернова;

Иван Сень.

Борис Пянида прославился как создатель знаменитого клейма с поющим петушком. Оно появилось на продукции завода в середине 1960-х годов. Именно с подачи Пяниды будянский фаянс и фарфор приобрели выраженные фольклорные черты. Художник много работал над техникой подглазурной солевой росписи, способной после обжига давать удивительные по красоте акварельные эффекты. Пяниду считают основоположником этого декоративного направления в украинской керамике. Роспись солями металлов – одна из самых сложных и капризных. Никогда нельзя точно предсказать, как поведёт себя тот или иной краситель в процессе обжига – сохранит первоначально выбранный оттенок и насыщенность, а возможно, потемнеет или выгорит.

Эксперименты Пяниды позволили лучше понять «характер» солевой живописи, научиться управлять ею. Художник сочетал расплывчатые образы, рождённые оксидами металлов, с графической прорисовкой деталей пигментами. Этот уникальный приём впоследствии повторили и развили его коллеги, в частности, Раиса Вакула, Галина Коломбицкая и Галина Чернова. Последняя занималась росписью и параллельно монументальной скульптурой. В 1980-х годах барельефы Галины Черновой украсили две станции Харьковского метрополитена: Исторический музей и Дзержинскую (сейчас Университет).

2000-е годы

В постсоветское время фаянсовый завод в Будах стал одним из немногих, не потерявших, а увеличивших объёмы производства. К 2000 году он выпускал 20 млн единиц товара, оказывая значительное влияние на керамическую отрасль Украины. Штат сотрудников составлял почти 1500 человек. Последним крупным заказом стало изготовление посуды для сети европейских супермаркетов «Карефорт». В планах руководства значилось заключение контракта сразу с несколькими странами, в том числе Испанией, Португалией, Францией, Чехией, Турцией

В будянских цехах продолжали работать династии художников с большим опытом и талантом. Тем удивительнее, что в 2006 году процветающее предприятие признали банкротом. Буквально за несколько лет от завода с вековой историей остались лишь стены – бесценное оборудование был вывезено как металлолом. В 2015 году и цеха разобрали, окончательно уничтожив производственную базу. Экспозиция заводских артефактов была передана Харьковскому историческому музею, причём часть раритетов бесследно пропала из запасников. Сегодня будянский фаянс стал историей и, соответственно, коллекционной редкостью.

Клейма завода

Атрибуция будянского фаянса и фарфора по годам не представляет сложности. Клейма наносились преимущественно зелёной надглазурной краской. При маркировке указывалось название предприятия и сортность продукции, а также изображалась текущая эмблема. Экспортный товар времён СССР сопровождала надпись: «Made in USSR», а после 1991 года её заменили на «Made in Ukraine».

 

Предметы завода


СССР
1922-1932 г 22 000 ₽
отличное
Тарелка с агитационной символикой "Новая жизнь на селе"
№13644Тарелка с агитационной символикой "Новая жизнь на селе"
Яндекс.Метрика