Абрамцево художественные мастерские
В 1870-1880-е гг. здесь сложился художественный кружок, получивший впоследствии название «Абрамцевского».
В 1870-1880-е гг. здесь сложился художественный кружок, получивший впоследствии название «Абрамцевского». В него входили выдающиеся русские художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов и другие. В своем творчестве они обращались к отечественному художественному наследию, искали новые формы национального самовыражения.
Художественно-столярная мастерская была устроена в 1885 г. на основе столярной мастерской, существовавшей в Абрамцеве с 1876 г. при школе грамотности для крестьянских детей. Ее первым художественным руководителем стала талантливая художница, сестра Василия Дмитриевича Поленова -- Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898).
Начав с росписей изготовленных крестьянами предметов, Поленова переходит к проектированию самих предметов, начав с цитирования мотивов народного искусства, переходит к созданию новых мотивов и новых предметов, к свободному творчеству по принципам крестьянского искусства.
После смерти Е.Д. Поленовой «кустарный» характер деятельности столярной мастерской стал меняться. С 1898 года ее руководителем стала художница Наталья Яковлевна Давыдова (1873—1926), а в 1908 году к ней присоединились Мария Федоровна Якунчикова (1864-1952), ранее плодотворно занимавшаяся вопросами организации отечественных художественных промыслов. При них производственная часть мастерской была значительно расширена до объемов мебельной фабрики, где выполнялись заказы по изготовлению иконостасов, библиотек, столовых.
С конца 1890-х гг. в земской посадской мастерской работал резчик Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино, выпускник абрамцевской столярной мастерской, которого считают одним из основоположников знаменитого «абрамцево- кудринского» направления в резьбе по дереву. Благодаря природной одаренности, трудолюбию, виртуозному владению техниками резьбы, Ворноскову удалось органично соединить приемы, орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева. Главной особенностью резьбы является уплощенный рельефный узор со смягченными («заоваленными») краями в виде свободно изогнутых ветвей с «пальчатыми» листьями и сидящими на них птицами, тонированный в золотисто- коричневый цвет. Производство разнообразных шкафов, полочек, шкатулок, ковшей, блюд, украшенных «абрамцево-кудринской» резьбой быстро разрослось, превратившись в промысел.