Озолина .Г.И.
ОЗОЛИНА Галина Ивановна
Родилась 11.02.1916 г.
Дмитровский фарфоровый завод
Скульптор. Окончила Московский художественный институт им. Сурикова в 1949 году, работала по договорам. С 1954 по 1955 гг. работала скульптором в художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода. Член МОСХ.
Член Союза художников СССР.
"...Нелёгкая творческая судьба выпала на долю того поколения художников, чья молодость пришлась на годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. Многие по-настоящему раскрылись лишь в зрелые годы, иногда в возрасте за сорок и за пятьдесят лет. Судьбу этого поколения разделила и Галина Ивановна Озолина.
Расцвет творчества Г. Озолиной, всё лучшее, что ею создано и что составило в основном эскпозицию её персональной выставки, приходится на конец 1960-х, 1970-е и начало1980-х годов.
В это время проявилась в её работах в полную силу глубоко заложенная "матвеевская" основа, зазвучали поэтические личные интонации, пришли свои темы, возник свой мир.
Ученица Александра Терентьевича Матвеева, Г.И.Озолина, пройдя путь, характерный для многих скульпторов, её сверстников, испытав влияния и соблазны, свойственный искусству 1940-1950-х гг., уже будучи сложившимся художником и человеком, обладая профессиональным мастерством, положением, заказами, вновь вернулась "под кров" своего великого учителя.
В молодости Галина Озолина училась в Московском станкостроительном институте, который и окончила в 1939 году, любила свою будущую профессию инженера и стала бы, вероятно, с её спокойным трудолюбием, профессиональной добросовестностью, а главное - с её удивительно лёгким, ясным и открытым характером, незаменимым в общении с людьмы, прекрасным руководителем производства.
Но сложилось всё по-другому. Пройдя нелёгкий период своей жизни, с чередой потерь и утрат, она оказалась вынужденной искать средства к существованию, бралась за любую работу и была счастлива, когда Е.И. Мороз, скульптор из круга Г.И. Мотовилова, пригласила её попозировать для фигуры спортсменки-теннисистки. Попав в скульптурную мастерскую, она увлеклась лепкой.
Пришедший несколько дней спустя Георгий Иванович Мотовилов удивился сделанной ею копии головы Гаттамелаты, и посоветовал продолжать работу. А когда, получив на руки инженерный диплом, она была в раздумьях как далее ей продолжить свой жизненный путь, Г.И. Мотовилов предложил ей остаться в его мастерской в качестве помощницы. Уже через год она была так подготовлена,
что смогла поступить в Московский художественный институт.
Война растянула обучение почти на десять лет. Студенты, поступившие в МГХИ в 1940 году, окончили его лишь в 1949 г.
Скульптурную мастерскую возглавлял А.Т. Матвеев, не только блестящий мастер, но и блестящий педагог, создавший "матвеевскую школу", или, точнее, "матвеевскую традицию" в нашей скульптуре. Время учения в мастерской А.Т. Матвеева создало Г.Озолину как художника, всё лучшее в её пластике, чувстве формы, образном строе идёт оттуда, из тех истоков. Но в конце 40-х на А.Т.Матвеева начались идеологические гонения, в 1948 г. он был отстранён от преподавания и Озолиной пришлось заканчивать институт под руководством Н.В. Томского.
Первые шаги в качестве дипломированного скульптора Г.Озолина сделала в монументалистике. В центре внимания скульптуры рубежа 1940-1950 годов стояли требования изготовления монументализированных фигур, сочетающих натуральное правдоподобие и тщательную внешнюю законченность формы с условно-символической помпезностью, декоративной загруженностью, триумфально-праздничной приподнятостью.
Почти все молодые скульпторы прошли тогда школу сельскохозяйственной выставки. Размах строительства был колоссальный, работы хватало на всех, и молодежь не только участвовала в бригадах под руководством именитых скульпторов, но и получала самостоятельные заказы.
Галиной Озолиной были сделаны декоративные скульптуры для павильона виноградорства и павильона юннатов, фигуры овцы и свиньи для павильонов животноводства (в творческом задании стояло требование "выразить высокосальность и тонкорунность" моделей). В скульптурах Г. Озолиной ощущается живописная свобода, которая неизменно отличает Матвеевскую школу.
Большие заказные вещи - памятник хирургу Бакулеву, "Механизатор" и "Доярка" из композиции садоводческого совхоза и другие - неизменно обладают качествами, присущими её ранним работам: естесственностью и пластичностью.
Ещё мир Галины Ивановны Озолиной раскрывается в её камерных портретах, мелкой пластике, керамике 1970-80-х гг. Именно здесь определились темы её искусства, её пристрастия. Озолина очень остро осознаёт преемственность и значимость культурной традиции и в первую очередь - русской литературы и искусства. Этот мир встаёт в камерных работах Г.Озолиной-Казмичевой 1970-х годов - в портретах:
А. Гончарова, Ю. Казмичева, Н. Цейтлина, в бюсте О. Мандельштама и т.д.
Герои Г. Озолиной никогда не позируют, они всегда естесственны и непринуждённы (болгарин Люлин, сидящий на стуле с высоко поднятой ногой, режиссёр А.Гончаров и другие)
Двойственность существования людей искусства, создающих своим талантом поэтический художественный мир и одновременно принадлежащих этому миру, пребывающих в нём, составляет одну из главных тем творчества Г. Озолиной 70-х годов.
С этой темой связаны её "театральные" скульптурные группы - "Репетиция", "Дон Кихот", "Сократ". По существу, перед нами групповые портреты: мир театра у Г. Озолиной вполне конкретен:
это мир театра В. Маяковского, портреты его артистов - Джигарханяна, Мизери, Самойлова, глав.режа А. Гончарова.... Сюжетами групп служат сцены из спектаклей ("Человек из Ламанчи"): несколькими крупными обобщёнными "мазками" передана окутанная в ниспадающий плащ высокая фигура рыцаря, устало опирающегося на меч, неподвижного, ушедшего в себя....
Что-то в этой аскетически-отрешённой от мира в фигуре напоминает средневековые рыцарские надгробия.
"...Не менять надо натуру, а осмысливать", - говорил А.Матвеев. Многое в творчестве Г.Озолиной достойно этого мудрого завета. Г. Озолина в своих работах в первую очередь стремится к художественному, пластическому "осмыслению" жизненных впечатлений, поэтическому их претворению...
Работы Галины Ивановны Озолиной 1970-х годов раскрывают прекрасный душевный облик художницы..." (М. Чегодаева, выдержки из статьи в сборнике "Советская скульптура", 1985 г.)