Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ ГАЛЕРЕИ В ПРАЗДНИКИ

РЕЖИМ РАБОТЫ ★ С 8 ПО 10 МАРТА - ГАЛЕРЕЯ НЕ РАБОТАЕТ ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Авторы Орлов С. М.

Авторы

Заводы

Клейма

Орлов С. М.

ОРЛОВ Сергей Михайлович
(14.09.1911, г.Санкт-Петербург – 18.11.1973, г.Москва).
Дмитровский фарфоровый завод

Cкульптор, мастер пластики малых форм и автор монументальных произведений Орлов А. С.

Скульптор. Член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР. Работал в области монументальной и станковой скульптуры. Автор ряда памятников (Дмитрию Долгорукому в Москве, Афанасию Никитину в Твери, композиций для павильонов ВДНХ и станций Московского метрополитена), скульптурных композиций по мотивам русских былин, сказок и жанровой пластики в фарфоре и майолике. За скульптурные композиции «Мать», «Александр Невский», «Сказка» (фарфор) присуждена Государственная премия СССР (1946). За композицию «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (фарфор) присуждена серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958).

В историю русского изобразительного искусства Сергей Орлов вошел как скульптор, мастер пластики малых форм и автор монументальных произведений, ставших классикой отечественной культуры ХХ в., – памятников Юрию Долгорукому в Москве и Афанасию Никитину в Калинине (ныне – Тверь).

Биография скульптора Орлова А. С.

Сергей Михайлович Орлов родился 14 сентября 1911 г. в Петербурге. В 1918 г., спасаясь от голода, его семья переезжает в Вологду, где прошли детские и отроческие годы будущего художника. После окончания семилетки юноша поступает в железнодорожный техникум, здесь на его талант обращает внимание учитель рисования. В 1925 г. молодой человек приходит в частную художественную студию Юлии Ферапонтовны Лузан. Уже позднее в одном из писем Орлову она вспоминала те далекие годы: «Когда Вы заявились ко мне, то представляли из себя чистый лист бумаги, где написано было одно: «творить». Бывая часто в моей семье, видя людей образованных, их манеры, разговоры, Вы понемногу вклинивались в тот круг, который был необходим для роли, уготованной Вам судьбой. Я всегда понимала и отмечала Вашу одаренность, силу и творческую неугомонность. Это приходилось отмечать после каждого этюда, пейзажа или натюрморта, выполняемого легко, самобытно. И всегда Вы отмечали в натуре то, что оставалось незамеченным другими, работающими у меня по воскресеньям». Общение с человеком, обладавшим большой внутренней культурой, тонким художественным вкусом, прекрасным знанием отечественного и зарубежного искусства, какой была Ю.Ф.Лузан, не прошло бесследно для Сергея Орлова. И через годы, уже окончательно обосновавшись в Москве, он сохранил любовь и уважение к первому и единственному своему педагогу и к Вологде, где осознал себя как личность и которую всегда считал своей родиной.

Приезд в Москву.

В 1929 г. С.М.Орлов приехал в Москву с твердым намерением учиться, но поступить в художественный институт ему не удалось. Несмотря ни на что, он решил остаться в столице. Помощь пришла от сотрудников Музея керамики, которые оценили дарование юноши и помогли устроиться на работу в этот музей. Вскоре на практике, посещая Дмитровский фарфоровый завод (бывший Гарднера), он изучил все тонкости керамического производства. Творческий путь был выбран, дальше все зависело от него самого, а упорства и работоспособности Орлову было не занимать.

Творческое наследие.

Результат почти полувековой деятельности Сергея Михайловича – огромное творческое наследие: мелкая пластика, станковая и монументальная скульптура, живописные и графические произведения. Оценивая работы раннего периода и годов зрелости, невольно отмечаешь, какое большое значение в творчестве художника имели традиции национальной культуры: народная керамика, русский фарфор и фаянс конца XIX – начала XX в. Наверное, потому так любил Орлов работать в этих материалах, вводя в них цвет и обязательную сюжетную основу. Стоит вспомнить его первые пластические композиции: «Лесной разговор», «Драка», которые сам автор называл фантазиями или фантастическими шутками. В работах зрелого периода эти качества виртуозно выражены в пластической серии «Цирк». Его «клоунады » соединяли в себе меткий юмор, присущий народному искусству, и изысканность русского фарфора начала XX столетия.

«Орлов – вдохновенный певец русской эпической былины и народной сказки. Его произведения проникнуты большой любовью и народной мудростью… увлекают полетом мысли, выразительностью и тонкостью проникновения в чарующий мир сказки». Эти слова всемирно известного скульптора С.Т.Коненкова посвящены композициям из фарфора: «Конек-Горбунок», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Сказка о золотой рыбке» и многим другим, созданным художником с величайшей виртуозностью и мастерством в разные годы его творческой жизни. Нельзя не отметить тот факт, что делались они не традиционным способом формовки, а лепились непосредственно из фарфоровой глины, что до С.М.Орлова никто не делал. Так создавались уникальные, выполненные в единственном экземпляре произведения. К ним принадлежала и знаменитая «Сказка», подаренная американскому дипломату А.Гарриману в 1944 г. В.М.Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки.

Послевоенные годы творчества.

Послевоенные годы нельзя назвать временем, благоприятным в развитии российской малой пластики. Утрата ею утилитарных функций, ориентация на статуарность приводят к развитию так называемой «кабинетной» скульптуры, повторяющей зачастую образцы монументальной пластики. Именно в этот период С.М.Орлов, уже именитый художник (лауреат Государственной премии СССР за 1946 г.), реализует себя как скульптормонументалист. Он автор композиций для павильонов ВДНХ, Московского университета и метрополитена столицы.

Опираясь на лучшие традиции мировой и отечественной классики, он создает памятники, ставшие не только органичной частью городского ансамбля, его стилистически и эмоционально организующим звеном, но вехами в истории развития монументальной скульптуры страны. В результате объявленного конкурса на памятник Юрию Долгорукому лучшим был признан проект Орлова. Работа над монументом началась летом 1947 г. и продолжалась в течение шести лет. 6 июня 1953 г. в торжественной обстановке состоялось открытие нового памятника, ставшего сразу одним из самых популярных монументов, украшающих нашу столицу. В 1954 г. скульптор был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Весной 1955 г. Орлову было предложено работать над памятником землепроходцу Афанасию Никитину. Скульптор сразу нашел удачное решение фигуры, изобразив Никитина в дорожном платье, с непокрытой головой, идущим спокойным и твердым шагом. Памятник был выполнен в небывало короткий срок – за три месяца – и явился очередной творческой удачей скульптора. Расположенный в центре города, на высоком берегу Волги, он организует всю прилегающую к нему часть набережной и является доминантой новой площади.

Лауреат Государственной премии 1946 г., обладатель серебряной медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Сергей Орлов в 1968 г. был удостоен звания народного художника РСФСР.

Произведения мастера находятся в коллекциях крупнейших музеев нашей страны. Память о нем сохраняется и в Вологде. В 1990 г. здесь состоялась большая персональная выставка художника. В собрании Вологодской областной картинной галереи находятся графические и живописные произведения мастера, а также отдельные образцы его знаменитой фарфоровой пластики.

Памятник Ю.Долгорукому в Москве

 

Иванушка на Коньке-Горбунке. 1945. Фарфор



Подпись автора

Предметы автора


Орлов С. М.
СССР
продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№5967Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
1937 г. продано
отличное
Скульптура "Клоун" из триптиха "Цирк"
№3906Скульптура "Клоун" из триптиха "Цирк"
Орлов С. М.
СССР
1950-е гг продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№6074Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
не известен
отличное
"Причал"
№766"Причал"
Орлов С. М.
СССР
не известен 45 000 ₽
отличное
Картина "Осень"
№764Картина "Осень"
Орлов С. М.
СССР
1950е-60е гг 75 000 ₽
отличное
Картина "Физкультурники"
№767Картина "Физкультурники"
Орлов С. М.
СССР
1940-е гг. продано
отличное
Скульптура "Старуха у разбитого корыта" из триптиха "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"
№2999Скульптура "Старуха у разбитого корыта" из триптиха "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"
Орлов С. М.
СССР
не известен
отличное
"Просторы"
№763"Просторы"
Орлов С. М.
СССР
1980-е гг продано
отличное
Скульптура "Клоун"
№4815Скульптура "Клоун"
Орлов С. М.
СССР
1970-е гг 20 000 ₽
требует реставрации
Триптих "Сказка о Коньке-Горбунке"
№14453Триптих "Сказка о Коньке-Горбунке"
Орлов С. М.
СССР
1940-е гг. продано
отличное
Скульптура "А. Невский"
№613Скульптура "А. Невский"
Орлов С. М.
СССР
1960е гг продано
отличное
Скульптура "Клоун"
№10563Скульптура "Клоун"
Орлов С. М.
СССР
1954 г. продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№5821Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
1960е гг продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№10683Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
1950-е гг. продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№40Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
1940-е гг. продано
отличное
Скульптура "Сказка о коньке-горбунке"
№180Скульптура "Сказка о коньке-горбунке"
Орлов С. М.
СССР
продано
хорошее
Скульптура "Лыжник"
№5571Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
от 1950г. до 1960г. продано
отличное
Фигуры "Золотая рыбка"
№1003Фигуры "Золотая рыбка"
Орлов С. М.
СССР
1960-е гг продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№9673Скульптура "Лыжник"
Орлов С. М.
СССР
1960-е гг продано
отличное
Скульптура "Лыжник"
№6381Скульптура "Лыжник"
Яндекс.Метрика