Матвеев А.Т.
МАТВЕЕВ Александр Терентьевич
1878г., Саратов-28 марта 1960г., Москва.
Александр Терентьевич Матвеев родился в 1878 году в Саратове в семье торгового служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
С 1907 по 1912 год Матвеев работал на керамическом заводе П.К.Ваулина на станции Кикерино под Санкт-Петербургом. Произведения «кикеринского цикла» создавались под знаком символизма. Его темой стало пробуждение человеческого духа, а пластической задачей — передача длительности движения, поиски соотношений объемов. Среди лучших работ цикла — «Пробуждающийся» (1907), «Засыпающий мальчик» (1908), «Спящие мальчики» (1907), «Юноша» (1911), представленные на выставке и одновременно в залах постоянной экспозиции. В
В 1907 г. Матвеев вступает в тяготеющее к символизму художественное объединение «Голубая роза». Позднее скульптор участвует в работе объединений «Мир искусства» и ОРС.
С переездом в 1912 году Санкт-Петербург нарастают неоклассические тенденции в творчестве скульптора, отвечающие самой природе его дарования. Главной темой Матвеева становится обнаженная женская натура. Матвеев работал в том же направлении что и Аристид Майоль, но отличием его творчества стало глубокое национальное своеобразие.
Творчество Матвеева и его педагогическая деятельность (в 1918 году он стал профессором Петроградских Государственных свободных художественно-учебных мастерских) были связующим звеном старой культуры и новой России. В
В 1925 году скульптору была присуждена золотая медаль на международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже за выполненные в фарфоре этюды обнаженной женской модели «Купальщица», «Флора», «Девушка, держащая чашечку», «Надевающая туфлю». Произведения получили большое распространение и были эталоном высокого искусства.
Редким осуществлением его монументального замысла советского периода стала группа «Октябрьская революция» (1927), установленная в Ленинграде в 1967г..
Матвеев часто работал над этюдами обнаженной натуры параллельно со своими учениками, используя одну и ту же модель. Такова серия этюдов слепого китайца Дзы
Выражением профессионального и жизненного кредо становится «Автопортрет» (1941) мастера. Это философское размышление о стоическом пути художника, о служении искусству.
В 1948 году Матвеева отстраняют от преподавания в Академии.
Матвеев умер в Москве в 1960 году.
С начала
Через мастерскую Матвеева прошло более двухсот учеников. Выпускников Матвеева объединяет одно качество: отталкиваясь от достижений учителя, осваивая их, каждый находит собственный путь в искусстве.
Русский музей обладает самой полной коллекцией произведений А.Т.Матвеева, а также коллекций скульпторов — учеников Матвеева, начало её было положено в