Максимченко Н.А.
МАКСИМЧЕНКО Наталья Алексеевна (1915 - 1978 гг)
Необычайно одаренный человек, ученица профессора Александра Терентьевича Матвеева, единственная на курсе, получавшая на протяжении всей учебы в Суриковском институте Сталинскую стипендию. С 1948 г. член Московского отделения Союза художников.Скульптор, работавший в основном над многофигурными группами из фарфора сначала на Дмитровском фарфоровом заводе, затем на Рижском фарфорово-фаянсовом заводе. После поездки в Среднюю Азию, целью которой было создание скульптурных портретов знатных людей Узбекистана, скульптор в своем творчестве обращается к керамике. При чем, к живописной керамике со смелым красочным строем произведений. Она побывала в Дальних горных районах и в Кызыл-Кумских песках, жила в животноводческих совхозах и в юртах чабанов. Мужественный народ этого края и его природа, красные пески пустыни и неожиданный колорит известковых гор поразили ее воображение. Максимченко исполнила посуду и несколько керамических панно, посвященных жизни Узбекистана. Разнообразные по цвету, иногда насыщенные и яркие, иногда блеклые и гармоничные. Смелыми, быстрыми росчерками кобальта она наносила на поверхность керамики фигуры в разных поворотах и движениях. Плавные, округлые линии, передающие грациозные, движения восточных женщин, сидящих на кошме за домашней работой или склоняющихся над ребенком, очень гармонично были вписаны художницей в круглую форму настенного блюда. Приятен мягкий колорит этих работ, построенный на сочетании темных линий кобальта и мягко расплывающихся зеленовато-серых тонов солей. Наталья Алексеевна работала много и быстро, без предварительных эскизов. Сразу в материале она делала десятки вариантов композиций, пробовала новые сочетания глазурей. Быстрый набросок по уникальному черепку, пятна подглазурных красок и глазурей – все делалось сразу и часто наугад, ведь только после обжига выявляются подлинные цвета керамических красок. Иногда обжиг приносил разочарование — авторский умысел оказывался нереализованным. Но зачастую результат поражал саму Матвейченко горением красок и цветосочетаний. В этой неожиданности окончательного эффекта – трудность работы керамиста, но в ней и вся ее прелесть.