Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ И 50-й Российский Антикварный Салон

★ с 27 ноября по 1 декабря 2024 года проходит 50-й Российский Антикварный Салон в Гостином Дворе на Ильинке ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Авторы Гилев А.С.

Авторы

Заводы

Клейма

Гилев А.С.

ГИЛЕВ Александр Семенович
(1928-1988) Скульптор и педагог. Уроженец г. Касли.

А. С. Гилев родился в г. Касли Челябинской области. Он - член Союза художников СССР (1960), почетный гражданин Каслей (1998).
С 1944 по 1947 гг. Александр учился в ремесленном училище № 18. Уже тогда в полной мере проявился его талант в рисовании и лепке. В училище под руководством скульпторов
П. С. Аникина и А. А. Лукьянова Александр Гилев создал свои первые авторские произведения: "Портрет Джамбула" (1944), "Портрет формовщика М. И. Зацепина" (1944), "Портрет формовщицы Л. Самоделкиной" (1944), композицию "Солдат после войны" (1945), подчасник "Девушка с гусем" (1945), "Портрет Д. Г. Байрона" (1946), а также барельефы "Портрет формовщика И. С. Мочалина" (1946), "Портрет пчеловода Грачева" (1946), "Портрет летчика Широкова" (1946) и "Портрет маляра Н. Г. Бродягина" (1946). Уже в ученических работах Гилева видна любовь к родному заводу и уважение к его традициям. В работе над "Ажурной шкатулкой" (1946) он показал себя способным мастером орнамента, стремящимся создать новый, отвечающий времени рисунок. Известны три варианта этой шкатулки, с большим успехом тиражировавшейся в 50-60-х гг. прошлого века. По окончании училища Александр получил удостоверения по специальностям: "слесарь-чеканщик" и "лепщик-модельщик".
    С 1947 по 1952 гг. Гилев учился в Нижнем Тагиле, в Уральском художественном прикладном училище. Там его интерес к портрету был замечен и развит профессором
М.П. Крамским, который привил любимому ученику безошибочное чувство строго выверенной композиции и способность к широкому обобщению при изображении конкретного человека. В поисках свежей и оригинальной темы Гилев обращается к образу девушки-лесовода, высаживающей молодую сосенку. Его "Лесопосадчица" (1950) удачно сочетала в себе романтическую прелесть юности и черты типичной представительницы советской молодежи тех лет, осваивавшей целинные земли. В скульптуре "Десантник" (1950) убедительно переданы сила чувств и стремительная динамика движения матроса, напрягшегося в броске перед схваткой с врагом. Эти лучшие тагильские работы А. С. Гилева были неоднократно воспроизведены в чугуне и представляли г. Касли на многих отечественных и зарубежных выставках. В 1951-1954 гг. Гилев преподавал в этом же Тагильском училище.

    В 1954 г. Александр Семенович переехал в Касли и приступил к работе на чугунолитейном заводе, который в октябре 1963 г. был официально переименован в Каслинский машиностроительный. В 1970-х гг. на заводе была осуществлена масштабная реконструкция, позволившая расширить производственные площади и установить полуавтоматическое и автоматическое оборудование. Здесь выпускалось оборудование для легкой промышлености и запасные части к нему, мясорубки, овощерезки, изделия из пластмасс, сварные металлоконструкции, литые стальные поковки, техническое и художественное литье из чугуна.
С 1975 по 1981 гг. А. С. Гилев работал главным скульптором завода, позже, с отменой этой должности, - старшим скульптором художественно-технологического отдела завода.
    За свою яркую творческую жизнь Александр Семенович Гилев создал более 250 произведений! Он активно работал в области монументальной, мемориальной и станковой пластики, создавал скульптуру малых форм, а также предметы декоративно-прикладного искусства и элементы архитектурного литья, занимался гравировкой и чеканкой по металлу.
    Следуя традициям каслинского художественного литья, Александр Семенович развивал монументализм - новое направление в нем. Среди его монументальных произведений достойны внимания: "Шахтер" на фасаде Дворца культуры Рудника им. III Интернационала (Нижний Тагил, 1951, бетон), выполненный совместно со скульптором Е. Н. Плугиной; статуя "Рабочий" на фасаде Дома молодежи (Нижний Тагил, 1953, бетон); "Памятник В. И. Ленину" (Касли, 1956-1957, чугун, совместно с
А. П. Суленевым); "Монумент боевой и трудовой славы Ленинского комсомола" (Касли, 1958, чугун); "Памятник В. И. Ленину" (Чебаркуль, 1959, чугун); "Монумент боевой и трудовой славы Ленинского комсомола" (Верхний Уфалей, 1959, чугун); "Памятник каслинцам, погибшим в Великой Отечественной войне" (Касли, 1968, чугун); "Памятник дважды Герою Советского Союза С. В. Хохрякову" (Копейск, 1969, чугун); "Памятник Ю. А. Гагарину" (Байконур, 1973, алюминий); "Памятник Г. К. Орджоникидзе" (Магнитогорск, 1979, чугун); "Памятник Ю. А. Зысину" (Москва, 1980, алюминий); "Памятник И. В. Курчатову" (Озерск, 1979, чугун; Семипалатинск, 1984, бронза); памятник "Наказ материи" (Касли, 1985, чугун).
    Из мемориальной скульптуры А. С. Гилева наиболее известны надгробие отцу
С. М. Гилеву (1974), памятники М. Д. Канаеву, Н. Р. Баху и К. А. Клодту (1986-1987). Они установлены на Каслинском городском кладбище и являются местными достопримечательностями. Станковая скульптура - наиболее любимый скульптором жанр. К нему относится подавляющее большинство его работ: "Портрет формовщика Щербинина" (1948), "Юннатка" (1949), "Портрет С. М. Гилева" (1949), "Портрет пионерки" (1952), "Портрет большевика-революционера К. Ф. Ретнева" (1952), "Ремесленница" (1954), "Свинарка" (1954), "Портрет В. И. Ленина" (1956), "К. Маркс" (1958), "Портрет разведчика А. Н. Булаева" (1959), "Портрет авроровца Самохвалова" (1960), фигура "Животновод Уфимцев" (1961),
 

Наказ матери. 1985 г.



Часы "Хозяйка медной горы". 1955 г.
  скульптурная группа "Письмо" (1962), "Портрет молодого рабочего Садыкова" (1963), композиция "Шахматисты" (1964), фигура "Чистильщик" (1964), фигура "Девушка с книгой" (1965), "Портрет А. С. Макаренко" (1966), "Портрет В. И. Чапаева" (1967), скульптурная группа "Соколята" (1968), "Портрет академика И. В. Курчатова" (1969), "Портрет Ю. А. Гагарина" (1970), "Портрет Е. А. Пермяка" (1971), фигура "Милиционер" (1972), фигура "Комсомолец" (1973), "Портрет Орждоникидзе" (1976), фигура "Прометей" (1977), композиция "Октябрь" (1977), "Портрет поэтессы Л. К. Татьяничевой" (1978), "Портрет адмирала флота С. Г. Горшкова" (1979), "Портрет разведчика Н. И. Кузнецова" (1981), фигура "Маршал Л. И. Брежнев" (1982), "Портрет А. В. Суворова" (1988) и многие другие произведения.
    В 1980-1985 гг. А. С. Гилев создал серию портретных бюстов заводских скульпторов и мастеров, внесших значительный вклад в развитие каслинского художественного литья. Среди них портреты: М. Д. Канаева, Н. Р. Баха, К. А. Клодта, Н. Н. Горского, П. С. Аникина, В. Ф. Торокина, К. Д. Тарасова и др. Александр Семенович планировал разместить их в нишах будущего чугунного павильона "Уральская сюита" (2000), над проектом которого он работал в последние годы жизни.
    К скульптуре малых форм А. С. Гилев обращался крайне редко, но почти все его произведения в этом жанре широко растиражированы Каслинским заводом. Среди них: сувенир "Белка-Стрелка" (1962), фигурки "На водных лыжах" и "Рабочий" (1966), скульптурная группа "Соколята" (1968), портреты "В. И. Ленин"(1956), "А. М. Горький", "В. В. Маяковский" (1977), подсвечник "Кот" (1982) и карандашница "Пенек" (1984).
    Как заводской скульптор Александр Семенович своими работами постоянно расширял ассортимент каслинского декоративно-прикладного художественного литья. По заказам Челябинского часового завода с большим успехом отливались его подчасники "Медведь" (1955), "Хозяйка Медной горы" (1955), "Космос" (1956), "Лыжник" (1957), "Балет" (1964), "Данила-мастер" (1964), "Лес" (1968). Неизменный успех у покупателей имела знаменитая "Ажурная шкатулка" (1945), отмеченная призами и наградами многих выставок.
    Декоративный модуль "Зимняя ветка вишни" (1967) дал новое направление развитию каслинского архитектурного литья и стал весьма популярной ажурной решеткой, украсившей многие уральские постройки 1970-1980-х гг. Для массового литья был разработан и декоративный модуль "Кольца" (1980), а также декоративная решетка "Лилия" (1982). В архитектурном литье скульптора А. С. Гилева всегда больше интересовали масштабные творческие проекты, не предназначенные для тиражирования. Таковы его ажурное панно "Салют Родины" (1967), установленное в Каслинском профтехучилище; ажурная стела "Год 1917" (1967), предназначенная для оформления юбилейной выставки на ВДНХ СССР; проект выставочного павильона "Уральская сюита" (1974); ажурный столик "Подвиг" (1980), исполненный в единственном экземпляре для Челябинского музея декоративно-прикладного искусства Урала, и эмблемная розетта для фасада Каслинского городского Дворца культуры (1982), выполненная в содружестве со скульптором Р. Н. Гниятуллиной. Многогранное творческое наследие А. С. Гилева отражает жизнь во всех ее проявлениях, раскрывает яркий интеллект художника - продолжателя традиций каслинского художественного литья.
    В качестве главного скульптора завода А. С. Гилев уделял большое внимание расширению ассортимента художественного литья, в основном за счет творческих работ местных каслинских скульпторов: П. С. Аникина, А. А. Лукьянова, С. П. Манаенкова, А. И. Просвирнина. А. В. Чиркина и др. Использовались также новые модели для литья работы уральских ваятелей из Челябинска: И. В. Бесчастнова, Л. Н. Головницкого, В. П. Жарикова, В. С. Зайкова, Б. А. Маганова, С. Я. Савочкина, А П. Суленева, Г. П. Панова, В. М. Филиппова, П. Я. Фоминых, В. М. Цепелева; из Екатеринбурга: В. А. Говорухина; из Нижнего Тагила: Ю. П. Косарева; из Тюмени: В. А. Русаева и др.
    Высокий профессионализм и бескомпромиссная требовательность главного скульптора Каслинского завода к моделям, представляемым на заводской художественный совет, не всегда находили должное понимание коллег, а его требования доработать неудавшуюся вещь порой казались мелочными придирками избалованного славой мастера. Однако работы, получившие одобрение заводского художественного совета, в дальнейшем выдвигались на областной художественный совет в Челябинск и тиражировались.
    Творчество А. С. Гилева во второй половине XX столетия определило основные направления развития каслинского художественного и архитектурного литья. Он был награжден орденом "Знак почета", его работы получали медали различного достоинства на выставках в стране и за рубежом.
    Город благодарен мастеру и за то, что он подарил Каслям еще двух талантливых скульпторов. Сын - Александр Александрович Гилев (1949 г. рождения) -преподаватель детской школы искусств в Снежинске. Внук - Константин Александрович Гилев (1974 г. рождения) - ведущий скульптор ООО "Каменный пояс" в Каслях. Династия продолжается.


Подпись автора

Предметы автора


Гилев А.С.
СССР
1967 г. продано
отличное
Скульптура "Вышивание"
№1163Скульптура "Вышивание"
Гилев А.С.
СССР
продано
отличное
Скульптура "Колхозница"
№983Скульптура "Колхозница"
Гилев А.С.
СССР
1960 г. продано
отличное
Скульптура "Сборщица винограда"
№1160Скульптура "Сборщица винограда"
Гилев А.С.
СССР
1964г. продано
отличное
Скульптура "Мамина помошница"
№1161Скульптура "Мамина помошница"
Яндекс.Метрика