Данько Н. Я.
ДАНЬКО Наталья Яковлевна
(1892 Тифлис, Грузия – 18 марта 1942, Ирбит)
Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (ЛФЗ)
Творчество скульптора-керамиста Н.Я. Данько-Алексеенко (1892–1942) — одна из самых ярких страниц в истории советского фарфора 1920–1930-х годов. Ее хрупкие шедевры — это художественная летопись эпохи.
Значительный этап творчества Н.Я. Данько пришелся на эпоху революционного перелома. Талант проявил себя рано: получив подготовку в частных студиях и училищах Вильно, Москвы и Петербурга, где ее учителями были видные мастера Леонид Шервуд и Мария Диллон (которую мы помним по изумительному надгробию В.Ф. Комиссаржевской), семнадцатилетний скульптор успешно начинает осваивать такие сложные материалы, как мрамор и гранит. В этот период Данько в составе творческой мастерской В.В. Кузнецова работает над скульптурным декором особняков Москвы и Петербурга, возводимых такими архитекторами, как А.В. Щусев, И.А. Фомин (особняк А.А. Половцева на Каменном острове), и другими проектами. Начавшаяся мировая война положила конец существованию процветающего архитектурно-строительного бизнеса. В.В. Кузнецов принимает предложение Е.Е. Лансере возглавить скульптурную мастерскую Императорского фарфорового завода; вместе с ним в феврале 1915 года на завод приходит Наталия Данько. С этого момента начинается ее особый путь в искусстве. Этот путь совпал с возрождением Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода. С марта 1918 года производству стал оказывать помощь Народный комиссариат просвещения, в ведение которого поступил ГФЗ (с 1925 года — ЛФЗ, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова). Советское государство стремилось использовать агитационные возможности искусства для пропаганды нового строя, его идеологических ценностей. Так в истории искусства появился агитационный фарфор. Доступность материала и возможность в сотнях и тысячах экземпляров тиражировать «демократические формы искусства» (А.В. Луначарский) позволяли быстро решить поставленные большевиками задачи.
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД!»
В 1919 году Наталия Данько возглавила скульптурную мастерскую завода. За двадцать три года работы на заводе скульптор создала свыше трехсот полихромных фарфоровых фигурок, сосудов с рельефами, групп и скульптурных настольных приборов. Тонкое знание материала, глубокое проникновение в традиции русской народной керамики и художественного фарфора, невероятная точность социальных и психологических характеристик — все это было присуще работам многих мастеров знаменитой мастерской и Наталии Данько — в первую очередь. Единомышленником скульптора была художник Елена Яковлевна Данько (1898–1942), сестра Наталии. Именно она является автором росписи большинства произведений Данько. Особо следует отметить, что росписи не повторялись, в каждую фигурку художница вкладывала что-то новое, стремилась одухотворить красотой предметный мир.
|
|
Скульптура «Плясуньи». Петроградский фарфоровый завод. 1923. Фарфор, надглазурная роспись. |
После успеха на международных выставках и ярмарках в Париже, Берлине, Лионе, в 1928 году на заводе вернулись к тиражированию поставляемых на экспорт коммерчески успешных фигурок работ Наталии Данько, Бориса Кустодиева, Дмитрия Иванова. В 1931 году была открыта первая художественная мастерская для создания образцов массового производства; ее возглавил Н.М. Суетин. С 1936 года на изделиях завода стали ставить клеймо «ЛФЗ». Работы предвоенного десятилетия отличались чистотой форм, сочностью красок, невероятной конкретностью образов. Среди наследия блестящей когорты мастеров завода работы Наталии Данько этого времени выделяются особо. За пять лет ею было создано более тридцати моделей. Переход от тематики, вызванной революцией, от идей и форм агитационного фарфора к новой стилистике, созвучной «социалистическому быту», для Данько был сложным. Это был путь от «Партизана в походе» (1919) к «Рабфаковцам» (1930). Скульптор сумела воплотить разные социальные типы, создать живые картинки действительности: ресторанная певичка, уличный хулиган с балалайкой, комсомолка в красной косынке с волейбольным мячом в руках, прачка и другие образы были созданы в этот период. По уверению многих современников, к такому творческому прорыву Данько пришла под влиянием И.И. Рыбакова, который сумел оценить уникальное историко-художественное значение небольших вещиц, отражающих большие события, и поддержать скульптора в сложный для нее период творчества.
Скульптор Наталья Данько принимала участие во многих выставочных проектах, в том числе и за границей. Ее работы демонстрировались в Париже, где в 1937 году изделия из фарфора ЛФЗ были удостоены золотой медали Всемирной выставки. Но персональная выставка Наталии Яковлевны состоялась только одна, та самая, организованная И.И. Рыбаковым. В небольшой комнате Дома культуры Выборгского района в январе 1929 года публике было представлено сто пятьдесят работ мастера. Выставка успешно работала в течение почти девяти месяцев. Критики подчеркивали «прекрасный лаконизм при полной договоренности даваемого образца» (В.С. Воинов). Ангажированные искусствоведы особо отметили композиции, посвященные революционной тематике: «Пятилетие Красной Армии», «Десять лет Советов», «Строители», «Красная Армия — защита трудящихся», чернильницу «Ленин». Изумительные жанровые миниатюры («Трусиха», «Гадалка», пудреница «Купчиха» и некоторые другие) остались «незамеченными». Мелкая жанровая пластика Наталии Данько не была по достоинству оценена современниками-критиками.
|
|
Чернильный прибор «Пушкин за работой». Скульптор Н.Я. Данько. ЛФЗ. 1937. Фарфор, надглазурная роспись. |