Ваша корзина

Корзина пуста

МСК: +7 (916) 677-6626

СПБ: +7 (921) 935-1792

РЕЖИМ РАБОТЫ ГАЛЕРЕИ В ПРАЗДНИКИ

РЕЖИМ РАБОТЫ ★ С 8 ПО 10 МАРТА - ГАЛЕРЕЯ НЕ РАБОТАЕТ ★

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
Большой проспект Петроградской стороны д.31
(По предварительной договоренности); sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Авторы Чехонин С.В.

Авторы

Заводы

Клейма

Чехонин С.В.

ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (1878, Лыкошино, Новгородская губерния — 23 февраля 1936, Лёррах, Баден-Вюртемберг, Германия)
Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (ЛФЗ)

Выдающийся русский и советский художник Сергей Васильевич Чехонин родился 14 февраля в семье машиниста Николаевской железной дороги. С пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертежником и кассиром на пароходной станции. 

Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества Поощрения(1896—1897) и в школе М. К. Тенишевой и И. Е. Репина(1897—1900), а кроме того, основательно изучал искусство керамики. Входил в художественное объединение «Мир искусства». Работал в области книжной, журнальной и этикеточной графики, а также выполнял фарфоровую, фаянсовую ифиняфтяную роспись, миниатюру, ювелирные украшения, огранку и роспись стекла, увлекался эмальерным делом. 

И начинал он свой творческий путь как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала века (в частности, гостиницы «Метрополь» в Москве). Ненасытная любознательность заставила его освоить некоторые другие декоративные ремесла — оформление интерьеров, роспись по фарфору, финифть, миниатюрную живопись, и все настолько основательно, что едва ли не в каждой из этих областей он сумел оставить заметный след. 

С 1902 по 1907 год занимался керамикой на Художественном гончарном заводе С.И. Мамонтова в Москве под руководством П.К. Ваулина, а с 1907 по 1914 — в мастерской «Гольдвейн и Ваулин» под Петербургом. Был руководителем учебно-показательных мастерскимх по финифтяному производству в Ростове Ярославской губернии и Торжке (1913—1917).

С 1918 по 1923 и с 1925 по 1928 Художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде. В первые послереволюционные годыхудожник работал по созданию проектов плакатов, лозунгов, первых советских гербов, денежных знаков, спичечных этикеток,оформлению массовых праздников, один из создателей «агитационного фарфора».

В 1928 году Чехонин покинул СССР, эмигрировав в Париж. Он жил во Франции и Германии, много работал в театре и практически не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, предпочтя им декоративную роспись тканей. Чехонин даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани. Скончался 23 февраля 1936 года в Германии на пятьдесят восьмом году жизни.

Работы Чехонина выставлены во многих музеях бывшего СССР. Парижский Лувр приобрёл портрет Максима Горького его работы.

 

 

 

Автор статьи А. Хомяков

Сергей Васильевич Чехонин как художник принадлежал к объединению "Мир искусства", к его "второму", младшему поколению. Однако широкое разнообразие творческих интересов и рано проявившийся самобытный талант не могли удержать его в формальных рамках какой-либо художественной школы. Он сам был - миром искусства.

Еще в молодые годы Чехонин стал инициатором широкого применения в изобразительном и прикладном искусствах разнообразных материалов и одновременно разрабатывал технологию обработки этих материалов, а также технику исполнения художественных работ.

Стекло, фарфор, металлы, дерево, ткани, финифть, майолика, эмали - все это материалы Чехонина. Не было, казалось, вида художественной деятельности, где бы он не проявил себя как мастер. Станковая живопись, монументальное керамическое панно, книжная графика, театральные костюмы и декорации, финифтяные и эмалевые миниатюры, художественный фарфор и фаянс...

Юношей Сергей Чехонин много и упорно учился. В 1896 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, где занимался у Я.Ф.Циоглинского живописью, а у В.Шрайбера - керамикой. Через год он переходит в школу-мастерскую княгини М.К.Тенишевой и занимается еще год - уже с И.Е.Репиным. Начало века художник встречает в Москве. Он работает на керамическом заводе С.И.Мамонтова и постигает тайны изготовления художественной керамики и фарфора у известного тогда мастера П.К.Ваулина.

Здесь, у Мамонтова, происходит знакомство Сергея Чехонина с Михаилом Врубелем, Александром Головиным и Вильямом Валькоттом. Знакомство художников закрепляется их продолжительной работой по созданию художественного оформления фасадов и интерьеров гостиницы "Метрополь".

Успехи в освоении техники обжига керамических плиток позволили Чехонину, самому молодому из художников-оформителей на постройке здания, выполнить свою первую большую работу - панно "Принцесса Греза" по картине М.А.Врубеля, вызвавшей оживленные споры среди ценителей искусства еще со времен Нижегородской ярмарки-выставки в 1896 году. Работа с художниками мамонтовского кружка укрепила талант Чехонина, принесла ему в художественной среде авторитет провозвестника новой технологической эпохи в искусстве ХХ столетия. 

Осваивая тайны старых мастеров и внедряя новые технологии, применяя старые машины и инструменты и создавая новые остроумные приспособления, он стремился соединить духовное начало искусства с пользой, то есть совместить то, что считалось тогда несовместимым. Чехонин полагал, что искусство, помимо эстетического воздействия, должно украшать и делать удобной повседневную жизнь.

Он изучал искусство во всех его проявлениях и во всех сферах общественной жизни - от народных ярмарок, с их деревянными и глиняными игрушками, домоткаными полотнами, с деталями упряжи и предметами утвари, до антикварных магазинов и дворцовых апартаментов со "старыми голландцами", хрустальными светильниками, изразцовыми печами, мебелью, редкими музыкальными инструментами и книгами. 

Его квартира в Петербурге была, по свидетельствам очевидцев, заполнена несметными богатствами ("...у него много дорогих и редкостных вещей - иконы, картины, фарфор, серебро" - К.И. Чуковский), среди которых была уникальная даже для того времени, возможно, единственная по своей полноте коллекция старинных шалей, вытканных руками безвестных крепостных мастериц и хранивших в себе яркие сочетания полевых цветов и цветочно-травяных узоров. Именно они послужили основой при создании знаменитой чехонинской росписи по стеклу и фарфору....

Подпись автора

Предметы автора


Чехонин С.В.
СССР
1919г. продано
хорошее
Тарелка "Ум не терпит неволи"
№4355Тарелка "Ум не терпит неволи"
Яндекс.Метрика